Форма входа
17.Чем отличаются нравственные позиции Чацкого и Фамусова?
В комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» действие разворачивается ради разрешения главного конфликта произведения — противостояния между «веком нынешним» и «веком минувшим», которые представляют герои-антиподы: молодой, свободомыслящий, умный Чацкий и старый, опытный и консервативный чиновник Фамусов. В чем отличаются нравственные позиции этих персонажей?
На мой взгляд, все противоречия между этими героями берут начало в их представлениях об идеальном человеке. Если кумиром Чацкого являлась свободная независимая личность, чуждая рабской приниженности, то для Фамусова достойный представитель человечества – это вельможа екатерининского века, целиком и полностью подчиняющийся нравам и обычаям светского общества. Этот факт уже наглядно указывает на то, что разногласия между этими персонажами неминуемы.
Так, отличаются взгляды героев на проблему народа и крепостного права. Защитник старого века, Фамусов, измерял успешность и состоятельность человека количеством крепостных, ему принадлежащих. Чацкий же выступал решительно против крепостного права. Он презирал тех людей, которые даже самых верных и усердных слуг могли выменять на «борзые три собаки».
Подход к службе у этих господ тоже разный. Чацкий ушел со службы, не желая льстит и угождать начальству: «Служить бы рад, прислуживаться тошно». Равнодушен герой к чинам и наградам, а вот Фамусов служит лицам, а не делу. В этом он видит главный источник успехов и материальных благ. При себе он держит родственников и близких знакомых: «При мне служащие чужие очень редки, все больше сестрины, свояченицы детки”.
Людей герои оценивают по разным критериям. Для старого чиновника прежде всего важны положение человека в обществе, происхождение и количество крепостных душ, ему принадлежащих. А молодой Чацкий, наоборот, видит нравственную ценность личности в ее достоинствах. Свобода мыслей для него превыше всего. По мнению героя, каждый имеет право иметь свои убеждения и открыто высказывать их: «Помилуйте, мы с вами не ребята, зачем же мнения чужие только святы?
Фамусов преклоняется перед всем иностранным, дверь его дома всегда «отперта для званных и незванных, особенно для иностранных». Чацкий же против моды на все зарубежное и считает, что иностранцы могут воскресить «прошедшего житья подлейшие черты».
По-разному персонажи относятся и к просвещению. Фамусов считает: «Ученье — вот чума, ученость — вот причина, что нынче пуще чем когда, безумных развелось людей и дел, и мнений». Его заветная мечта - «забрать все книги бы да сжечь». Представитель века нынешнего защищает науку, литературу, искусство и возмущен тем, что среди дворян стало модно «набирать учителей полки числом по более, ценою подешевле»
Даже в таких важных вопросах, как любовь и брак, они имеют разногласия. Чацкий верит в настоящую любовь и искренность чувства. Фамусов считает это высокое чувство притворством, а брак допускает только по расчету. Своей дочери Софье он выбирает мужа исходя из его состоятельности: «Будь плохенький, да если наберется душ тысячки две родовых,- тот и жених».
Таким образом, нравственные позиции Чацкова и Фамусова различаются во многих аспектах, и эти отличия помогают автору ярче показать убожество светского общества того времени.
Ксюша