Форма входа
17. Что из лирических отступлений принадлежит автору, а что Чичикову?
Поэма «Мертвые души» сама по себе является размышлением Н. В. Гоголя о судьбе русского народа и страны в целом. Очень важное место в этом произведении занимают лирические отступления, в которых автор поднимает многие острые проблемы общественной жизни России, дает своеобразные подсказки для лучшего понимания замысла поэмы. Лирические отступления так мастерски вплетены в текст, что трудно определить, какие из них принадлежат самому писателю, а какие Чичикову?
На мой взгляд, это обусловлено тем, что автор хотел показать свое несогласие с пошлой позицией «практичного человека» Чичикова, передающей прозаическую логику жизни. И поэтому он как бы вмешивается в каждый монолог, рассуждения своего персонажа, опровергая его точку зрения и высказывать свою, авторскую позицию.
Так, в седьмой главе поэмы Н. В. Гоголь прерывает раздумье Чичикова о счастье путника, наконец- то вернувшегося домой, своим размышлением о двух типах писателей. Автор с горечью признает, что легок творческий путь только того поэта-романтика, который «не изменил ни разу возвышенного строя своей лиры, не ниспускался с вершины своей к бедным, ничтожным своим собратьям». А удел настоящего писателя, дерзнувшего правдиво воссоздать действительность и «вызвать наружу все, что ежеминутно перед очами и чего не зрят равнодушные очи”, таков, что ему не суждено добиться славы и признания. Поэтому сурово поприще непризнанных и одиноких писателей-реалистов, писателей-сатириков.
Но ярче всего прослеживается авторское слово писателя в лирических отступлениях о России, в которых Н. В. Гоголь, вмешиваясь в размышления Чичикова, воспевает Родину и утверждает положительный образ русского народа.
О живой душе русских людей, их удали и смелости автор повествует в рассуждениях о купленных крепостных крестьянах в седьмой главе, вложенных в уста Чичикова. Все эти черты раскрыты на примерах конкретных подробно описанных людей. Например, плотник Степан Пробка – это “богатырь, что в гвардию годился бы”, который исходил всю Русь с топором за поясом и сапогами на плечах. А вот Максим Телятников – сапожник, который после обучения у немца решил быстро разбогатеть, делая сапоги из гнилушной кожи. А в тот момент, когда через две недели обувь расползлась, он забросил работу и свалил все на немцев, не дающих житья русскому человеку. Но вот представление о “разгуле народной жизни” никак не вписывалось в образ Чичикова. И поэтому дальше уже от своего имени рассуждает сам писатель, продолжая рассказ о гулянии Абакума Фырова на хлебной пристани с бурлаками и купцами. Этот образ сполна раскрыл любовь русского народа к свободе, разгульной жизни, веселью.
Венец всех рассуждений Н. В. Гоголя и его героя находится в финальной одиннадцатой главе, посвященной раскрытию образа Чичикова и подведению итогов первого тома. В ней уже не найдешь монологов этого персонажа. Лирические отступления возникают по ходу размышлений писателя о жизни героя-подлеца, дальнейшей судьбе его и страны в целом. Авторская позиция емко умещается в образе бойкой Руси-тройки, которая несется вперед, олицетворяя собой огромную силу России. “Эх! тройка! Птица-тройка, кто тебя выдумал? Знать у бойкого народа ты могла родиться...” - в этой фразе Н. В. Гоголь выразил все свои патриотические и возвышенные чувства к русским людям и Родине. “Русь, куда ж несешься ты?” – спрашивает свою загадочную страну писатель, задумываясь о ее будущем и веря в то, что она в итоге доберется до величия и славы.
Таким образом, лирические отступления в поэме «Мертвые души» принадлежат и Чичикову, и автору одновременно.Поэтому можно сказать, что Н. В. Гоголь, идя рука об руку со своим «странным героем», озирает «всю громадно-несущуюся жизнь…сквозь видный миру смех и незримые, неведомые ему слезы!» И сделано это для того, чтобы показать, что, несмотря на мелочность, ничтожность и низменность отдельных предствителей русского народа, Россия «летит к своему возрождению».
Ксюша