Форма входа
17.(Вариант 2.)Как в изображении народа проявляется неоднозначность авторской позиции? (По поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души».)
В поэме Н.В.Гоголя «Мертвые души» автор изображает не только помещиков и чиновников, обезличенных, омертвевших, но и крестьян, обладающих живыми душами. Однако писатель проявляет двойственно отношение к последним.
С одной стороны, Гоголь считает, что некоторые крепостные из-за своего социального положения глупы. Достаточно вспомнить девчонку Пелагею, которая не могла отличить, где право, где лево; лакея Петрушку, который спит, не раздеваясь, и «носит всегда с собой какой-то особенный запах». Да, это отрицательные качества людей из народа, но таких героев в поэме крайне мало…
С другой стороны, крепостные - единственные люди в произведении, у которых есть души. С каким восхищением Гоголь говорит о народной удали, смелости и любви крестьян к жизни! Автор преклоняется перед талантами, которыми наделен народ: каретник Михеев создает экипажи необыкновенной красоты и прочности, крепостной "богатырь" Пробка с легкостью выполняет всю плотническую работу, а печник Милушкин может поставить печь в любом доме! Вот они, истинные хозяйственники и работники!
А какой остротой слова обладает русский мужик! В речи крестьян проявляется «живой и бойкий русский ум». «… Но нет слова, - пишет автор, - которое было бы так замашисто, бойко, так вырывалось бы из-под самого сердца, так бы кипело и животрепетало, как метко сказанное русское слово».
Гоголя восхищается и любовь крестьян к свободе, воле. Так, Абакум Фыров не готов мириться с гнетом и унижением крепостной жизни, поэтому и сбегает на широкую Волгу ради свободной жизни бурлака. Перед нами настоящий русский богатырь. Все это доказывает, что народная душа живет, проявляя глубину чувств, щедрость и свободолюбие. Автор верит в то, что крестьяне могут построить будущее России, поэтому и относится к ним положительно.
Не случайно повествование завершается эпизодом о «птице-тройке», когда перед нами возникает образ родной земли, и кони несутся вихрем, отделяются от земли и превращаются в летящие по воздуху линии, а вместо тройки возникает Русь во всем ее стремительном движении. Речь автора напевна, наполнена эмоциональными эпитетами и синонимами, метафорами и восклицаниями: «Русь, куда ж несешься ты? дай ответ. Не дает ответа». В этом отступлении содержится итог многолетних размышлений Гоголя о судьбе России, о настоящем и будущем ее народа: ведь именно он противостоят миру обезличенных помещиков и чиновников, и только на него надеется писатель в будущем.
Милана