Форма входа
В чем особенность любовной лирики Н.А.Некрасова?
Задание 17 (сочинение 1) на ЕГЭ по литературе.
Тема любви в творчестве Некрасова приобрела новаторский характер. Предшественники поэта предпочитали изображать это чувство в прекрасных мгновениях. Некрасов, поэтизируя взлеты любви, не обошел вниманием и ту «прозу», которая «в любви неизбежна» («Мы с тобой бестолковые люди...»). В его стихах рядом с любящим героем появился образ независимой героини, подчас своенравной и неуступчивой («Я не люблю иронии твоей...»). А потому и отношения между любящими стали в лирике Некрасова более сложными: духовная близость сменяется размолвкой и ссорой («Да, наша жизнь текла мятежно...»). Проследим развитие этого противоречивого чувства на примере анализа некоторых стихотворений.
Так, в стихотворении Некрасова «Я не люблю иронии твоей…», к огромному сожалению и печали лирического героя, виновница его душевных терзаний и волнений начинает склоняться перед суровой "прозой " любви, привнося в отношения холод и иронию.
В ответ знакам угасающего пламени со стороны возлюбленной слышатся отчаянные призывы лирического героя к сохранению оставшегося отголоска чувства, бывшего когда-то воплощением жгучей и кипучей любви:
" А нам с тобой, так горячо любившим, еще остаток чувства сохранившим,- нам рано предаваться ей!... Не торопи развязки неизбежной! ". Формы глаголов в повелительном наклонении передают эмоциональный всплеск, а также нотки негодования в душе лирического героя. Эмоциональная реакция в конце стихотворения сменяется драматическим осознанием самим лирическим героем холода и тоски, овеявших их отношения. Здесь ярко выражен прием антитезы :" Но в сердце тайный холод и тоска ..." Для выражения состояния лирического героя поэт находит поразительно точное и выразительное сравнение: «Как осенью бурливее река, / Но холодней бушующие волны».
Если в первом стихотворении (" Я не люблю иронии твоей… ") Некрасов показывает переходное состояние, когда любовное чувство еще до конца не остыло, но уже потеряло свою первоначальную свежесть и остроту, то во втором (" Мы с тобой бестолковые люди…") внутреннее состояние лирического героя характеризуется бесконечными выплесками, "облегчениями взволнованной груди". Желчь и негодование выливаются наружу, показывая полярную сторону любви, уже не ласковой, а сердитой и громкой . В отличие от предыдущего стихотворения, финал стихотворения «Мы с тобой бестолковые люди… " пронизан оптимистическим и даже немного элегическими началом. "Вспышка "сменяется нежным возвращением любви:
После ссоры так полно , так нежно
Возвращенье любви и участья...
Если в первых двух стихотворениях ход любовной драмы Некрасова разыгрывался непосредственно в настоящий момент, то в стихотворениях "Прости " и "О письма женщины, нам милой… " огромное внимание уделяется прошлым, тем самым идеализированным моментам влюбленности . Так, в стихотворении " О письма женщины, нам милой " поэт отмечает бесчисленные восторги, которыми пронизаны ранние любовные письма. Написанное в них словно "праздный лепет детей". И несмотря на то, что размышления о беззаботных минутах ранней любви сменяются роковой антитезой, где описывается "погасшее пламя страсти " и " благоразумье строгой власти ", поэт все же не может оторвать от сердца те мгновения, в которых было мало " правды и проку". Однако они сердцу милы, поэтому поэт восклицает : "… поблекшие цветы с могилы поблекшей юности моей!" .
Как уже было сказано ранее, мотив прошлого слышится и в стихотворении "Прости!", где герой просит возлюбленную забыть о бурях, слезах и об угрозах ревности, благословить те дни,"когда любви светило над нами ласково всходило !"
Таким образом, любовная лирика Некрасова не богата умилительными восторгами и сладостными минутами, она не столь священна и воспеваема, как у поэта первой половины 19 века - Пушкина. Лирика Некрасова реалистична, обильна бытовой конкретизацией и вследствие своих мимолетных взлетов и долгих, глубоких прозаический падений далеко не идеализирована, но всё же во многих стихотворениях мелькает луч надежды, который, возможно, озарит будущие отношения " бестолковых людей".
Лиза.