Форма входа

17. Почему «Мастер и Маргарита» М. А. Булгакова — это «роман в романе»?

   В произведении М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита» довольно сложная композиция – роман в романе, потому что в его сюжете параллельно существуют два мира, рассказывающие один о судьбе Мастера и Маргариты, другой – о римском прокуроре Иудеи Понтии Пилате и бродячем философе Иешуа. Вследствие этого в произведении можно выделить две резко контрастирующие манеры повествования и четырех главных героев. На мой взгляд, роман о Мастере гораздо сложнее в композиционном плане, чем роман о Пилате, но при чтении не возникает ощущения разрозненности частей произведения. Причина в  тайне композиционной целостности романа - в связующих нитях между прошлым и настоящим, актуальности проблем, поставленных в книгах. 

 Читая произведение, мы находимся сразу в двух измерениях: 30-е годы XX в. И в 30-е годы I в. н. э. Важно отметить, что события происходят в одном и том же месяце за несколько дней перед Пасхой, но с промежутком в 19 веков. Однако мы, читатели, видим глубокую связь между московскими и ершалаимскими главами. 

 Роман о Понтий Пилате составляет меньшую часть произведения в отличие от романа о судьбе Мастера, но как он композиционно сложен! И все потому, что играет важную смысловую роль, содержа в себе глубокий философский смысл. Он состоит из четырех глав, которые «разбросаны» в тексте повествования о Мастере и Маргарите. Первая глава – «Понтий Пилат» - это рассказ Воланда, который выслушивают Иван Бездомный и Берлиоз. Вторая глава, «Казнь», представлена как сон Ивана Бездомного. Третья и четвертая главы — «Как прокуратор пытался спасти Иуду из Кириафа» и «Погребение» — вводятся в роман как восстановленные Воландом рукописи Мастера, которые читает Маргарита. Не могу не отметить, что главы, повествующие о прокураторе, резко отличаются по стилю от тех, что описывают Москву: он скупой, сдержанный, а московский роман представляет собой повествование в виде непринуждённой, фамильярной «болтовни» с читателем, где сочетается несколько стилей (история любви Мастера и Маргариты рассказана в лирических тонах, а картины современной Москвы даны в фарсовой, гротесковой манере).

Роман о Маргарите и Мастере – это, во-первых, рассказ о большой любви. Идиллическая история чувств героев рушится, сталкиваясь с советской действительностью, а восстанавливается благодаря пришельцам  из прошлого. Роман героев связан с проблемой нравственного выбора. Мастер делает его вполне сознательно: испытав много горя из- за написанного им романа о Понтии Пилате, писатель возненавидел плод трудов всей своей жизни и покинул любимый подвальчик и возлюбленную. Маргарита же не желает того, чтобы роман и ее любимый исчезли... Она ищет Мастера, пренебрегая жизнью в доме богатого мужа. Ее выбор связан с тем, что верная женщина ради возлюбленного приносит себя в жертву, отдавшись в руки нечистой силы и став ведьмой только для того, чтобы узнать что-либо о Мастере. И за это Маргарита была вознаграждена вечной любовью.

 Произведение «Мастер и Маргарита» - роман в романе, вся тайна композиционной целостности которого заключается  в связующих нитях между прошлым и настоящим.

Ира

Saturday the 16th. Все права защищены
Условия перепечатки материалов сайта | По вопросам сотрудничества и размещения рекламы: kapkani-ege@ya.ru