Форма входа
17. Изображение поместного дворянства в произведении А. С. Пушкина «Евгений Онегин»
В.Г.Белинский называл роман «Евгений Онегин» «энциклопедией русской жизни», потому как такого широкого охвата жизни, какой дан в романе, не было ещё ни в одном произведении.
Поместное барство в книге изображено обществом скучным, не имеющим определенной цели и занятия. Автор подчеркивает мертвящую пустоту и удивительно однообразное существование русского дворянства, ярким примером которого является образ жизни дяди Евгения Онегина:
…деревенский сторожил
Лет сорок с ключницей бранился,
В окно смотрел и мух давил…
Ничем не отличается и жизнь отца Татьяны, Дмитрия Ларина, он, «простой и добрый барин», все заботы о поместье перепоручил своей жене, «…а сам в халате ел и пил».
Автор подробно рисует некоторых представителей провинциальных дворян. Среди них есть местные франты, сплетники, остряки и дуэлисты. А.С.Пушкин дает яркие характеристики некоторым из них. Вот всего несколько саркастических строк об одном из них: «Гвоздин, хозяин превосходный, владелец нищих мужиков…»
В романе изображаются не только будни, но и праздники провинциальных дворян, где помещики и их супруги, наскучавшись в своем имении, предстают в обществе в роли сплетников, кокеток и остряков. Например, именины Татьяны изображены как типичное торжество поместного барства:
Лай мосек, чмоканье девиц,
Шум, хохот, давка у порога…
Толпа жужжит, за стол садясь.
На миг умолкли разговоры;
Гремят тарелки и приборы
Да рюмок раздается звон.
Эту же картину празднества мы встречаем и во сне Татьяны, где Пушкин аллегорически изображает барство:
Один в рогах с собачьей мордой, Другой с петушьей головой,
Здесь ведьма с козьей бородой,
Тут остов, чопорный и гордый,
Там карла с хвостиком, а вот,
Полужуравль и полукот…
Таким образом, поместное дворянство в романе представлено обществом, не имеющим определенной цели и занятия. В описании их быта и морали звучит явная ирония автора.
Вика Ж.