Форма входа
9. В каких произведениях русской классики отображено столкновение невежества и просвещенности и в чем эти произведения можно сопоставить с пьесой Д.И. Фонвизина "Недоросль"?
Столкновение невежества и просвещенности помимо пьесы "Недоросль" нашло своё отражение во многих произведениях русской классической литературы.
Так, главный герой комедии А.С. Грибоедова "Горе от ума" Чацкий оказывается в фамусовском обществе, обществе, которое отрицает просвещение. Для Чацкого это неприемлемо: ведь он, представитель нынешнего века, сам блестяще образованный, так говорит о судьбе просвещенных людей в его время:
Теперь пускай из нас один,
Из молодых людей, найдется – враг исканий,
Не требуя ни мест, ни повышенья в чин,
В науки он вперит ум, алчущий познаний;
Или в душе его сам бог возбудит жар
К искусствам творческим, высоким и прекрасным…
Не ожидая ни слова от Фамусова, он предвидит реакцию господ-невежд на подобные слова: «Они тотчас: разбой! пожар!» Предвидит потому, что представители "фамусовского" общества так же, как Простаковы и Скотинины, выступают против просвещения, заявляя: "…ученье - вот чума".
В драме "Гроза" А.Н. Островский изображает "жестокие нравы" города Калинова. Столкновение невежества и просвещенности мы находим в конфликте между Кулигиным и Диким. Просвещенный механик-самоучка, мечтающий поставить в Калинове громоотвод, вынужден просить средства у богатого купца, который не желает выделять деньги на это полезное для всех жителей города устройство. Благотворительность не его дело! «Захочу-помилую, захочу-раздавлю», - вот жизненное кредо Дикого. Речь купца полностью соответствует прозвищу героя. Он использует ругательства ( «Поди ты прочь» ,« с рылом-то и лезет») или сравнивает человека с червяком. Из реплик Дикого мы узнаем, что он полный неуч, уверенный, что «гроза… в наказание посылается». Вот оно, невежество!
Таким образом, как в "Недоросле" Фонвизина, так и в «Горе от ума» Грибоедова, и в "Грозе" Островского представлен конфликт невежества и просвещенности.
Мадина