Форма входа
9. В каких произведения русской классики изображены «книжные» героини и в чем их можно сопоставить с горьковской Настей?
«Книжные» героины в художественной литературе не редкость.
Так, в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» Софья Фамусова, по словам отца, « всю ночь читает небылицы». «Небылицы « для Фамусова – это книги, которые и сформировали характер девушки. Несомненно, ее кумиры - Карамзин и другие писатели-сентименталисты. Софья воображает себя героиней «чувствительного» романа. Потому она отвергает язвительного и смелого Чацкого, а также глупого, но богатого Скалозуба. На роль платонического воздыхателя «книжная» героиня выбирает Молчалина.
Татьяна Ларина (роман А.С.Пушкина «Евгений Онегин») в молодости была «книжной» героиней. «Ей рано нравились романы, они ей заменяли все; она влюблялася в обманы и Ричардсона, и Руссо»,- говорит о ней автор. Девушка жила только вымышленными образами из книг. Вот почему она, полюбив Онегина, пишет ему письмо, пишет потому, что так делали героини книг. Позже обнаружится, что и ее избранник был «книжным» героем, поклонником «певца Гяура и Жуана», да и свою жизнь «делал» по образцу Байрона, в чем Татьяна нашла некую пародийность.
Таким образом, Настю, Софью Фамусову и Татьяну Ларину объединяет то, что все эти героини жили в придуманном мире книг. А разделяет героинь социальное положение: Софья – представительница высшего света Москвы, Татьяна – провинциальная дворянка, позже - «законодательница зал» Петербурга, а Настя – проститутка, живущая «на дне».
Лера