Форма входа
9. В каких произведениях отечественной классики изображены нравы чиновничества и в чём эти произведения перекликаются с гоголевским "Ревизором"? (Вариант 2.)
Довольно много русских классиков изображали в своих произведениях нравы отечественного чиновничества. Стоит подметить, что стиль и способ раскрытия темы у каждого писателя разный, но все они писали об одних и тех же пороках государевых служащих: чинопочитании, подхалимстве, корысти и подлости.
Так, ярким представителем чиновника стал один из героев комедии А.С. Грибоедова "Горе от ума". Алексей Степанович Молчалин – это типичный успешный московский служащий своего времени: он был секретарем у Фамусова, получил три награды и чин асессора. Причем, чтобы добиться расположения начальства, он ничем не гнушался. Вспомним хотя бы, что его "чувства" к Софье были всего лишь обманом, еще одним шагом к карьере. На мой взгляд, подобная готовность к раболепству и подхалимству, несомненно, сближает Молчалина с гоголевскими героями: чиновниками города N, которые угождали "ревизору" Хлестакову так же, как и фамусовский секретарь своему начальнику.
А. П. Чехов в коротком рассказе «Смерть чиновника» смог не только высмеять, но и осудить такой порок, как чинопочитание, который в гиперболизированной форме проявляется у главного героя произведения. Поведение Червякова уникально: это первый мелкий чиновник в русской литературе, покорность которого надоела начальству. Он одновременно смешон и жалок в своей нелепой настойчивости, в своем осознанном унижении собственного достоинства. Причем Червяков сам этого не понимал, так как страх перед генералом Бризжаловым буквально "отключил" самоуважение и достоинство героя. И он раз за разом приходил к этому важному человеку с новыми оправданиями, и еще долго бы приходил, если бы не умер от крика разозленного чиновника. Как же страх Червякова напоминает чувства городничего ("Ревизор") во время первой встречи с Хлестаковым: он робел и вздрагивал от каждого крика ничего не понимающего «ревизора».
Таким образом, нравы чиновничества — это довольно распространенная тема для русской литературы, оригинально раскрытая многими отечественными классиками.
Ксюша