Форма входа
9. В каких произведениях русской классики описаны сны героев и в чем их можно сравнить со сном героини пьесы А.С.Грибоедова?
Во многих произведениях русской классики описаны сны героев. В чем же эти сны можно сопоставить со сном Софьи, героини пьесы А.С.Грибоедова?
Впервые такое художественное средство, как изображение сна героя, было использовано Жуковским при написании баллады «Светлана». Героиня ждет жениха и печально говорит:
Как могу, подружки, петь?
Милый друг далёко;
Мне судьбина умереть
В грусти одинокой.
Желая узнать о судьбе милого, Светлана гадает, а после этого видит страшный сон, в котором происходит встреча девушки с мертвым женихом. Но сон является лишь отражением ее страхов, и Светлану спасает голубка. Проснувшись, девушка гадает о сути страшного сна, который окажется предвестником возвращения любимого. В конце баллады Жуковский пишет:
Лучший друг нам жизни сей
Вера в провиденье.
Благ зиждителя закон:
Здесь несчастье - лживый сон;
Счастье - пробужденье.
О, не знай сих страшных снов
Ты, моя Светлана…
Так же в романе «Евгений Онегин» А.С.Пушкин изображает «чудный сон» Татьяны, пророческий сон, в котором героиня видит медведя, пытающегося догнать ее. Татьяна падает, а медведь берет ее на руки и несет в избушку. Там Татьяна, как и Софья, видит чудовищ: «один в рогах с собачьей мордой», «ведьма с козьей бородой», «карла с хвостиком». А среди них она узнает того, «кто мил и страшен ей», Онегина.
Как мы видим, в данных снах есть общие моменты: описание каких-то чудовищ, мертвецов, среди которых обязательно находятся любимые девушек. Но если Татьяна и Светлана видели эти сны, то Софья придумала его, чтобы проверить реакцию отца на свой выбор супруга.
Милана