Форма входа
9. В каких произведениях отечественной классики создан образ Москвы и чем эти произведения близки предложенному фрагменту «Евгения Онегина»? (Вариант 2.)
После прочтения данного отрывка из романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин» читатель представляет прекрасный, большой, шумный и величественный город, чьи «старинные главы» горят, «как жар, крестами золотыми». Примечательно то, что другие русские писатели тоже использовали образ Москвы в своих произведениях. Например, А. С. Грибоедов в комедии "Горе от ума", как бы штрихами описывая столицу, всего лишь упоминает такие ее достопримечательности, как Кузнецкий мост, книжные и бисквитные лавки. А вот М. А. Булгаков в романе «Мастер и Маргарита» дает настолько подробную характеристику городу, что каждая деталь и даже цветовая гамма пейзажа играют важную роль в понимании той или иной сцены. Вспомним хотя бы ту странную атмосферу жаркого майского вечера и на удивление пустынных аллей Патриарших прудов в первой главе произведения.
Да, городские пейзажи непременно важны для раскрытия образа Москвы, но главную роль в этом деле играет характеристика самих горожан. И тут взгляды всех трех писателей очень схожи: каждый описывает нравственно пустое московское общество, которое противопоставлено главным героям. Так, возвышенную пушкинскую Татьяну не интересует «бессвязный, пошлый вздор» дворянских речей. Ей чужды «шум, хохот, беготня, поклоны» светских дам и нахальных франтов. Грибоедовский прогрессивный Чацкий не принимает фамусовского общества, которое ценит в человеке лишь его чины, карьеру и материальное состояние, а не нравственные идеалы. Булгаковские меркантильные, неверные супругам, бездуховные москвичи явно не самое лучшее соседство для даровитого Мастера и его идеальной музы Маргариты.
Таким образом, А.С. Пушкин, А. С. Грибоедов и М. А. Булгаков раскрывают образ Москвы, описывая не столько виды столицы, как ее бездуховное общество, которому противопоставляются нравственно богатые главные герои произведений.
Ксюша