Форма входа
9. В каких произведениях русской классики описаны сны героев и в чём их можно сравнить со сном героини пьесы А. С. Грибоедова?
Во многих произведениях русской классики авторы использовали сны главных героев, чтобы более глубоко раскрыть их образы.
Так, в балладе В. А. Жуковского «Светлана» главная героиня видит страшный сон о своем суженом, где рассказывается, что неожиданно появившийся «милый» везет её венчаться в храм. Весь путь девушку не отпускает чувство страха, чему способствует окружающая атмосфера: «метелица кругом», «темная даль» и «чёрный вран», который кричит «печаль!» Но вдруг Светлана оказывается в таинственной избушке, где «гроб; накрыт белою запоною». Мертвецом окажется ее суженный:
Глядь, Светлана…о творец!
Милый друг её мертвец!
А. С. Пушкин в своем романе «Евгений Онегин» описывает сон главной героини Татьяны Лариной, в котором её схватил и утащил медведь в «шалаш убогой», где гремели «лай, хохот, пенье, свист и хлоп, людская молвь и конский топ». Это веселились чудовища, а хозяином пира оказался ее возлюбленный Онегин. Героиня хочет сбежать, но он ловит ее и кричит: «Мое!» К ней на помощь приходят Ольга и Ленский, которого разъярённый Евгений в порыве гнева убивает. После этого Татьяна просыпается.
Таким образом, сны героинь играют важную роль в композиции произведений А. С. Грибоедова, В. А. Жуковского и А. С. Пушкина, но у них разные цели. Софья выдумала свое сновидения, чтобы обмануть отца и проверить, как он отреагирует на то, что Молчалин - ее возлюбленный. Сон Светланы ничего плохого не предвещал и носил лишь поучительный характер, словно предупреждая, что не стоит верить снам. А события из сновидения Татьяны предсказали то, что дальше будет происходить в романе.
Ксюша