Форма входа

9. В каких произведениях русской классики элементы гардероба того или иного персонажа являются значимым средством его характеристики и в чём сходство и различие их функции в сравнении с «Шинелью» Н. В. Гоголя?

     Во многих произведениях русской классики элементы гардероба персонажа являются значимым средством его характеристики. 

 

          Например, в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души» образ встреченных Чичиковым помещиков сопровождается описанием их одежды: Манилов встретил главного героя в «зеленом шалоновом сюртуке» (свидетельство манерности во всём); Коробочка - в  «каком- то спальном чепце, надетом наскоро, с фланелью на шее»( рваные, старые  вещи говорят о скаредности, утрате женского начала); Собакевич - во фраке «совершенно медвежьего цвета», у которого «рукава длинны, панталоны длинны» ( все детали одежды, напоминающие  медведя, говорят о  скудости  души при наличии денег); Плюшкин, несмотря на наибольшее количество «душ», носил лохмотья, отражающие его скупость, корысть, алчность, утрату мужского начала (неопределённое существо).

    И в повести «Шинель» элементы гардероба дополняют образ персонажа, но, в отличие от поэмы, шинель заменила человека, ее носившего.

     Значимым средством характеристики персонажа является и халат Обломова из одноименного романа И.А. Гончарова. Старый, поношенный халат является самостоятельным персонажем романа, он живет своей жизнью и проходит определенные этапы, как и сам Обломов. Халат Обломова - это символ "обломовщины", скучной, пустой и ленивой жизни. Снять этот халат для Обломова значит радикально переменить жизнь: «сбыть лишний жир, сбросить тяжесть, освежить душу тем воздухом, о котором мечтал некогда с другом, пожить без халата, без Захара и Тарантьева...». Хотя И. А. Гончаров и сравнивает халат с «покорным рабом», тот тем не менее имеет власть над своим хозяином, неизменно предлагая ему домашний покой вместо ненужной «деловой» суеты. И если шинель для Акакия Акакиевича из повести Н.В. Гоголя — это мечта, цель, воплощение счастья, то роль халата в жизни Обломова скромнее: халат — лишь отражение умонастроений героя, его двойник.

      Таким образом, мы видим, что элементы гардероба выполняют разные функции:  служат средством характеристики героев («Мёртвые души»), приобретают символическое значение («Обломов» ), становятся частью внутреннего мира человека, «подругой жизни», утрата которой приводит к гибели («Шинель»). 

Ученица С.Н.Мищенко

 

Saturday the 20th. Все права защищены
Условия перепечатки материалов сайта | По вопросам сотрудничества и размещения рекламы: kapkani-ege@ya.ru