Форма входа
Критическое мышление
Инновационные образовательные технологи в аспекте изучения русского языка в школе
Инновационное обучение русскому языку помогает преодолеть авторитарный стиль преподавания, соответствует концепции гуманизации образования, развивает лингвистические и коммуникативные, интеллектуальные и творческие способности учеников, различные типы мышления и формирует качественные знания, навыки и умения.
Дифференцированный подход к преподаванию; проблемное и развивающее обучение, создание на уроке ситуации успеха, проектное обучение, развитие критического мышления у учащихся – вот технологии, лежащие в основе инновационного обучения.
Технология развития критического мышления - это единая система, способствующая формированию навыков работы с информацией, критическому осмыслению полученных знаний. Она включает в себя комплекс разнообразных методов, направленных на то, чтобы заинтересовать ученика, помочь ему в освоении материала, а затем научить систематизировать полученную информацию. Основная цель этой технологии – развить мыслительные навыки, которые учащийся будет использовать не только в школе, но и в жизни.
Все знают силу печатного слова для граждан, которые приходят в государственные учреждения. В рамках применения данной технологии можно использовать такое практическое задание. Предложив учащимся проанализировать содержание объявлений, инструкций и других документов, выставленных для клиентов любого учреждения, поставить под сомнение их смысл и лингвистические качества. Изъяв все объявления, которые вывешены там (конечно, с согласия администрации), и разбив учащихся на группы, провести анализ орфографических, пунктуационных, стилистических ошибок. Так на уроке через чтение, письмо и редактирование можно привести учеников к выводу, что не всякий документ, вывешенный на обозрение граждан, является идеальным.
Вызов, осмысление, рефлексия – вот три этапа, лежащие в основе урока, построенного по технологии критического мышления.
На первом этапе, ВЫЗОВЕ, главное для учителя, отталкиваясь от уже изученного ребятами материала, - направить их на осмысление нового, активизировать умственные способности учащихся.
На втором этапе, ОСМЫСЛЕНИИ, задача учителя - оказать помощь ученику в овладении новыми сведениями, научить его сравнивать их с ранее полученными знаниями.
На третьем этапе идет РЕФЛЕКСИЯ, когда происходит целостное осмысление, обобщение той информации, которую получил он на уроке, формируется собственное отношение ученика к новому материалу.
При использовании данной технологии в обучении русскому языку можно успешно применять такие методы и приемы: групповую дискуссию; перепутанные логические цепочки; ассоциативный ряд; игру «словечко в свое местечко»; тестирование; кластеры; синквейн; написание эссе; анализ текста; «мозговую атаку» и другие.
Методисты, посещающие уроки, построенные на основе этой технологии, должны обращать внимание на такие его моменты:
- наличие трех этапов урока: «Вызов. Осмысление. Рефлексия»;
- главное на каждом этапе: ничто не принимается на веру, все подвергается анализу, критике. После чего должно быть выработано каждым учеником свое мнение;
- важно увидеть на уроке, умеют ли ученики не просто оценить явление, а найти ошибку; не только поставить диагноз, но и выявить, в чем его причина; не только учить учащихся критиковать, но и находить контраргументы и строить прогнозы.
Необходимо отметить, что литературы по этому вопросу недостаточно.
Селевко К.Г. Современные образовательные технологии. - Москва, Народное образование, 1998.
Гузеев В.В. Основы образовательной технологии: дидактический инструментарий. - Москва, Сентябрь, 2006.
Безрукова В.С. Всё о современном уроке в школе: проблемы и решения. - Москва, Сентябрь, 2004.
- Назад
- Вперёд >>