Форма входа
Две правды... (Урок по рассказу М.Горького "Челкаш".)
Цели урока:
1.Продолжить знакомство с творчеством Горького;
2.Развить представление о романтическом герое;
3.Продолжить выявление особенностей идеала личности в раннем творчестве Горького (поэтизация гордых и сильных людей);
4.Учить аналитически и синтетически работать с художественным текстом;
5.Повторить понятие экспозиции и композиции;
6.Показать особенную роль пейзажа в раннем творчестве Горького;
7.Выявить особенности роли фигуры умолчания в рассказе;
8.Познакомить с таким понятием, как слово- лейтмотив;
9.Продолжить работу над изобразительно-выразительными средствами текста;
10.Воспитывать любовь к слову и чувство патриотической гордости за мастеров родного слова.
Эпиграфы урока:
«Люблю человека. «Люблю»,- это у меня не слово, а, так сказать, излюбленное моё ре-месло и даже, может быть, искусство…»
М.Горький - В.Я.Зазубрину,1928г.
«Чёрт побери все пороки человека вместе с его добродетелями - не этим он замечателен и дорог мне - дорог он своим чудовищным упрямством быть чем-то больше самого себя».
М.Горький.
«Люди, их характеры, сложные и противоречивая игра настроений, мыслей, пережива-ний - вот что интересует писателя».
Смирнова Л.А.
Ход урока:
1 Вступительное слово учителя.
-Мне хотелось бы начать урок, наверное, так: в критике начала века писателя про-должали величать «певцом босячества» много лет спустя после того, как был напи-сан последний «босяцкий» рассказ. Хотя стоит рассказать, что и до Горького босяки становились персонажами литературных произведений. Но главное, конечно, в том, что писатель под наслоением тех же классовых черт видит в персонаже то, что гово-рит о его принадлежности к роду человеческому,- живую душу. А рассказ, с которым Горький вошёл в большую литературу, был написан о босяке и воре со странной кличкой Челкаш.
2 Фронтальная работа с классом по выявлению уровня первичного воспитания:
- Какое настроение создаётся рассказом? (в рассказе есть и радость, и горе, и страда-ние, и ощущение свободы и одновременно горестной жизни, в котором существуют горьковские герои)
- Каково ваше первое впечатление о героях? (первое впечатление говорит о человече-ском превосходстве контрабандиста Челкаша над крестьянином Гаврилой, который, обуреваемый «собственническим инстинктом», готов пойти на убийство; или «подтал-кивает» читателя к тому, чтобы объявить Челкаша «злодеем», а Гаврилу представить носителем высших моральных ценностей: хотя авторская позиция далека от одно-значности и прямолинейности).
3 Составление сравнительной характеристики героев.
-Чем и, самое главное, когда похожи герои рассказа? (перед тем, как сбыть краденое, они вместе мечтают о будущем, вспоминают прошлое и рассуждают о жизненных идеалах. Между ними возникают почти родственные связи. Челкаш, например, испыты-вает к Гавриле «отцовское» чувство, Гаврила постоянно обращается к своему хозяину со словом «брат». Да и нельзя не сказать о том, что за короткое время знакомства они пе-реживают ненависть, страх, презрение, любовь, жалость).
- Как они выглядят?
А) Портрет Челкаша: стр.35: «старый травленый волк, хорошо знакомый гаванскому люду, заядлый пьяница и ловкий, смелый вор…», всклокоченные чёрные с проседью волосы, острое, хищное лицо, «длинный, костлявый, немного сутулый…,поводя горбатым, хищ-ным носом, кидал вокруг себя острые взгляды, поблескивая холодными, серыми глаза-ми…». Длинные, кривые и цепкие пальцы, сходство со степным ястребом, хищная худоба, прицеливающаяся походка, плавная и покойная с виду, но внутренне возбужденная и зор-кая, как лёт хищной птицы.
Б) Портрет Гаврилы: стр. 38: «молодой парень…широкоплеч, коренаст, русый, с загоре-лым и обветренным лицом и с большими голубыми глазами, смотревшими на Челкаша до-верчиво и добродушно…добродушный парень с ребячьими светлыми глазами…», круглая физиономия.
Какой художественный приём положен в основу портретов героев? – эпитет, верно, но сами портреты контрастны по своей сути: невольно ощущается следующая антитеза: хищная птица и ребёнок.
- Что мы знаем о их прошлом?
А) Жизнь Гаврилы: стр. 39: «Отец у меня – умер, хозяйство – малое, мать – старуха, земля высосана, - что я должен делать? Жить – надо. А как? Неизвестно. Пойду я в зя-тья в хороший дом. Ладно. Кабы выделили дочь – то!..». Марфу « не выделят», на Кубани «не выгорело»…Своим хозяйством не справится.
Б) Жизнь Челкаша: стр.52: «Отец – то был из первых богатеев в селе…», стр.54: 11лет босяк, краснощекая, пухлая мать с добрыми серыми глазами, отец – рыжебородый ги-гант с суровым лицом, истовый крестьянин. Жена – черноглазая Анфиса, с длинной ко-сой, полная, мягкая, веселая. Сам красавец, гвардейский солдат, усатый, здоровый, лов-кий. Снова отец, уже седой и согнутый работой. Мать, морщинистая, осевшая к земле. – В прошлом они оба были крестьянами, жили на земле и землей.
К чему стремится каждый из них?
А) Челкаш мечтает о том, как прокурить полученные деньги.
Б) Гаврила хотел пустить то, что ему выделил Челкаш, на укрепление и подновление хо-зяйства.
-Какой персонаж вам более симпатичен? Почему? (Челкаш. Он ярче, сильнее, интерес-нее.) Можем ли мы считать Челкаша романтическим героем? Да. Давайте вспомним опре-деление романтизма – романтизм открыл необычайную сложность, внутреннюю глубину человеческой индивидуальности. Человек в романтизме - микрокосм, малая вселенная. Аб-солютизация личностного начала, философия индивидуализма. В центре романтического произведения всегда стоит сильная, исключительная личность, противостоящая обще-ству, его законам и морально – нравственным нормам.
-Что же представляет собой микрокосмос Челкаша? Чем он вам интересен? В чем правда жизни этого героя? Он анархичен – добровольно отказался от жизни в обществе, по-своему, диковато, красив, ловок, постоянно рискует, способен видеть красоту, жалеть, любить.. К этому персонажу сам автор испытывает неподдельную симпатию, докажите это. НО! Всякая личность – если это духовно здоровая величина – должна стремиться к миру, а не от мира – вот мудрость жизни.
- А Гаврила? Безусловно, такие характеристики, как: «дубина стоеросовая», «теля», «гнус» - сильно снижают его образ. Но Горький, как писатель-гуманист (как вы по-нимаете это определение?), показывает нам, что и у Гаврилы есть своя правда жиз-ни. В чем вы её видите? Гаврила проще Челкаша. Он боится и подельщика, и моря, и прожектора таможенного катера. Страх опустошает его, выматывает душу, вымывает «все человеческое. И истоки страха не в том, что он крестьянин, а в отсутствии собствен-ного, выстраданного и осмысленного отношения к жизни. Понятие «хозяин» он свя-зывает со свободой, которую определяет так: «сам себе хозяин, пошел – куда хошь, делай – что хошь». Только вот неуклюжий Гаврила неуклюже формулирует свои мысли. Гораздо лучше его это делает Челкаш: «Король ты на своей земле! У тебя есть лицо… Ты можешь от всякого требовать уважение к себе…». Характер Гаврилы сложнее, чем может показаться. Искренне он любит свою деревню, жалеет Челкаша, кается в «мысленном гре-хе», боится, что не будет прощен. И достоин если не любви, то сочувствия.
- Перечитаем заключительную фразу рассказа: «И на пустынном берегу моря не ос-талось ничего в воспоминание о маленькой драме, разыгравшейся между двумя людьми». Ощущаем ли мы, читатели, что драма эта, действительно, маленькая?
(Нет, не ощущаем, происходящее воспринимается нами как поистине страшная трагедия, и наше ощущение подкрепляется даже на уровне построения композиции).
4. Почему это происходит? Давайте обратимся к композиции рассказа. Какова его экспозиция? (вступительная часть произведения, в которой излагаются обстоятельства, предшествующие сюжету): как и во многих ранних произведениях Горького, экспозиция представлена морским пейзажем. Только этот пейзаж не так экзотичен, как в «Старухе Изергиль», «Песне о соколе». Горький рисует каторгу, адскую тяжесть труда. Стр. 33-34. И обратите внимание на имя греческого бога – Меркурия. О чем оно говорит? Что это за гимн? (гимн можно воспринять как развернутую метафору могущества денег, ведь порт – это место купли-продажи. Не стоит также пренебрежительно относиться к контекстным антонимам: чтобы заработать на несколько фунтов хлеба, грузчики перетаскивали тысячи пудов в животы пароходов).
5. Роль пейзажа в рассказе.
Морской пейзаж описывается в рассказе несколько раз. Рассказ буквально «пропи-тан» морем.
- это и экспозиция, о которой мы говорим: здесь пейзаж буквально прожигается солнцем.
- и темная ночь – стр. 43 «По небу двигались толстые пласты лохматых туч…» Именно в таком пейзаже – приморском, таинственном и прекрасном – могут реализовать себя герои Горького. Пейзаж рождает в душе человека «могучие мечты», делает его сильнее, красивее, свободнее. Стр.45: «Он, вор, любил море. Его кипучая нервная натура, жадная на впечатления, никогда не пресыщалась…На море в нем всегда поднималась широкое, теплое чувство, - охватывая всю его душу, оно немного очищало её от житейской сквер-ны. Он ценит это и любит видеть себя лучшим тут, среди воды и воздуха, где думы о жизни и сама жизнь всегда теряют – первые – остроту, вторая - цену. По ночам над морем плавно носится мягкий шум его сонного дыхания, этот необъятный звук влива-ется в душу человека спокойствие и, ласково укрощая ее злые порывы, родит в ней могу-чие мечты...». Мне кажется, что даже неопытный читатель видит насколько гармоничны морской пейзаж и душевное состояние Челкаша.
-И страшное единение моря и неба тогда, когда Челкаш договаривается о сбыте наворо-ванного, стр. 47-48: « … между стеной и бортом этого гроба (что это символизирует для Гаврилы?), видно было море, молчаливое, пустынное, с черными над ним тучами. Они медленно двигались…» Здесь нет гармонии, но нет и Челкаша. Гаврила чужой этому миру, ему нет здесь места. Создается буквально ощущение скорой его гибели. И если под ду-ховным понимать небесное, а под телесным – земное, то не понятно, чему суждено уме-реть: телу Гаврилы или душе?
- И «расхождение» их, стр. 49: «Теперь уже небо не походило на взволнованное море – тучи расплылись по нем и покрыли его ровным тяжелом пологом, низко опустившемся над водой и неподвижным. А море стало ещё спокойней, черней, сильнее пахло тёплым, солёным запахом и уже не казалось таким широким, как раньше». Эта зарисовка, на мой взгляд, как бы «упрочивает» материальность Гаврилы и скрывает от него возможность увидеть небо.
- И после страшного голубого меча, стр.51: «Ветер пронёсся и разбудил море, вдруг заи-гравшее частой зыбью. Тучи сделались как бы тоньше и прозрачней, но всё небо было об-ложено ими. Несмотря на то, что ветер, хотя еще легкий, свободно носился над морем, тучи были неподвижны и точно думали какую – то серую, скучную думу». Которая как бы отражает тоску в душе героя, вялое передвижение его «испуганных мыслей» по замкнутому кругу.
- И перед дележом денег, стр. 57: «Над ними небо, серое, ровно затянутое тучами, и лодкой играет мутно – зеленое море, шумно подбрасывая ее на волнах, пока еще мелких, весело бросающих в борта светлые, соленые брызги…льется глухой гул, рокочущий и вме-сте с плеском волн создающий хорошую, сильную музыку…И на все наброшена тонкая пелена пепельного тумана, отдаляющая предметы друг от друга…». Жизнь как бы идет не здесь, она отделена от происходящего. Ей нет дела до тех, кто не занят работой,
- И после того, как Гаврила ранит Челкаша, стр. 60: «волны шуршали, взбегая на песок, сливаясь с него и снова взбегая. Пена шипела, и брызги воды летали по воздуху». Одухо-творенная природа у Горького протестует против происходящего.
«Посыпался дождь. Сначала редкий, он быстро перешёл в плотный, крупный, лившийся с неба тонкими струйками. Они сплетали целую сеть из ниток воды – сеть, сразу закрыв-шую собой даль степи и даль моря». Она (природа) как бы защищается от происходящего между этими людьми сетью дождя.
- И завершающий рассказ, стр. 62: «море выло, швыряло большие, тяжелые волны на прибрежный песок, разбивая их брызги в пену. Дождь ретиво сек воду и землю… ветер ревел…Все кругом наполнялось воем, рёвом, гулом…За дождем не видно было ни моря, ни неба». Мне кажется, что это не только реакция природы на злодеяние, это и протест авто-ра, который очень любил людей и хотел, чтобы они стали лучше, чище, совершеннее.
( Какое произведение вы вспомнили, почему?)
По крайней мере, 8 достаточно полных пейзажных зарисовок, не считая отдельных упо-минаний о море, небе и т.д. И я считаю, что вполне можно сказать, что море, небо, тучи, ветер, дождь – это особые действующие лица у Горького («Песня о Соколе», «Старуха Изергиль», «Макар Чудра», «Песня о буревестнике»…). Мастерство писателя выражается не в одном лишь открытии поразительных переливов света и цвета: не менее разнообразна реакция на них и героев, и читателей.
6.Подведем итоги о роли пейзажа в рассказе.
Что дает для понимания героев пейзаж? Прежде всего, пейзаж у Горького одухотворен – все живет своей особенной жизнью. Но пейзаж также является средством выражения авторской оценки происходящего (голоса автора мы напрямую не слышим), наверное, уместнее воспринимать его не только как «горизонтальное» измерение художественного пространства, но и как своеобразную «вертикаль» мировоззрения, вечности. Ведь не зря же так переживает за непрощение своей души Гаврила?!
7. Также мы не можем не сказать сегодня о том, что Горький в качестве синтаксического средства выразительности на протяжении всего рассказа использует фигуру умолчания. С какой целью мастер слова использует намеренный обрыв высказывания, предполагая, что читатель догадается о недосказанном?
Вашему вниманию мы хотим представить мини-инсценировку той части рассказа, где практически после каждой фразы героев «читается» фигура умолчания (инсценировка). Попробуйте объяснить, почему ребята сыграли именно так?
(фигура умолчания передает взволнованность речи героев, которые находятся в сильном нервном напряжении, она подсказывает, насколько насыщена сцена внутреннем действи-ем, мелкими нюансами поведения).
8.Подведение итогов урока.
Итак, перед нами 2 персонажа. Как вы думаете, почему тема нашего урока сформулирова-на следующим образом: «две правды»? Да, мы чувствуем, что симпатия автора на стороне босяка Челкаша, но можем ли мы проиллюстрировать и мнение А.Блока: « Сердце Горь-кого тревожится и любит, не обожествляя, требовательно и сурово». И как вы сей-час понимаете эпиграф урока? Изменилось ли ваше восприятие этих слов?
Да, вы совершенно правы. В рассказе Горького воплощена мечта о красоте, которая за-давлена прозой жизни, ее суетой, мелочностью душ. Но автор верит в человека, в его воз-можность к самосовершенствованию. Он верит в нас, читателей, которым необходимо «взглянуть в свой внутренний мир, задуматься – еще раз – о цели и смысле бытия».
•Некоторые исследователи считают, что одной из особенностей прозы раннего Горького является наличие в ткани произведе-ния слов – лейтмотивов. Как вы думаете, какие слова-лейтмотивы сопровождают героев? Докажите свою точку зре-ния.
Для Челкаша – это слово «хищный», он вор, босяк – хищник.
Для Гаврилы – это слово «хозяин», так как не может он пока, во всяком случае, жить са-мостоятельно, - раб.
И еще одна интересная смысловая параллель: очень часто «хищник» Челкаш называет Гаврилу «теленком».
9.Домашнее задание: составить письменный план – исследование «Ранние романтиче-ские произведение М. Горького («Старуха Изергиль», «Челкаш», «Песня о Соколе»- мож-но расширить список по желанию). О ком они написаны? Как они написаны? Зачем они написаны?»
Материалы для справок:
Рассказ – малая форма повествовательной литературы, в которой дается изображение ка-кого-нибудь эпизода из жизни героя. Кратковременность изображаемых событий, малое число действующих лиц – особенность жанровой формы.
Терминология:
Эпитет, композиция, олицетворения, контраст, антитеза, портрет, фигура умолчания, сло-во-лейтмотив, романтизм, рассказ, портретная характеристика, художественное простран-ство.
Углёва Наталья Георгиевна