Форма входа

Рабочая программа `Русский родной язык (5-6 класс)` Автор: М.В.Чикунова

 

                                                   Рабочая программа 

                                             по  учебному предмету

                                              «Русский родной язык»

                                                5-6 классы

 

 

                                                Составитель:   Чикунова Мария Владимировна,    

                                                             учитель   русского языка и литературы

                                                                                        2019 г.

                                                                    Содержание

1.Планируемые результаты изучения учебного предмета …

2.Содержание учебного предмета …………………………..

3.Тематическое планирование.....................................................

1.Планируемые результаты освоения учебного предмета

Предметные результаты

1) совершенствование видов речевой деятельности (аудирования, чтения, говорения и письма), обеспечивающих эффективное овладение разными учебными предметами и взаимодействие с окружающими людьми в ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения;

2) понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности, в процессе образования и самообразования;

3) использование коммуникативно-эстетических возможностей русского и родного языков;

4) расширение и систематизацию научных знаний о языке; осознание взаимосвязи его уровней и единиц; освоение базовых понятий лингвистики, основных единиц и грамматических категорий языка;

5) формирование навыков проведения различных видов анализа слова (фонетического, морфемного, словообразовательного, лексического, морфологического), синтаксического анализа словосочетания и предложения, а также многоаспектного анализа текста;

6) обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объема используемых в речи грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств адекватно ситуации и стилю общения;

7) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии языка, основными нормами литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета; приобретение опыта их использования в речевой практике при создании устных и письменных высказываний; стремление к речевому самосовершенствованию;

8) формирование ответственности за языковую культуру как общечеловеческую ценность. 

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД

1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; 

2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; 

3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; 

4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения; 

5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

Познавательные УУД

1) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое  рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы; 

 

2) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; 

3) смысловое чтение;

4) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.

Коммуникативные УУД

1) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение; 

2) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью; 

3) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ – компетенции); развитие мотивации к овладению культурой активного пользования словарями и другими поисковыми системами. 

Личностные результаты

1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной; 

2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде; 

3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, 6 культурное, языковое, духовное многообразие современного мира; 

4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания; 

5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей; 

6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; 

7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности; 

8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах; 

9) формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях; 

10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи; 

11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Содержание учебного предмета

«Русский родной язык»

5 класс  (17 ч)

Раздел 1. Язык и культура (5 ч).

Русский язык - национальный язык русского народа. Язык как зеркало национальной культуры. Краткая история русской письменности. Создание славянского алфавита.

Крылатые слова и выражения. Русские пословицы и поговорки. Русские имена. Общеизвестные старинные русские города. Происхождение их названий.

Краткая история русского литературного языка. Роль церковнославянского (старославянского) языка в развитии русского языка. Диалекты как часть народной культуры. 

Лексические заимствования как результат взаимодействия национальных культур. Лексические заимствования последних десятилетий. Употребление иноязычных слов как проблема культуры речи. Роль заимствованной лексики в современном русском языке.

Национально-культурная специфика русской фразеологии. 

Раздел 2. Культура речи (8 ч).

Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка. Понятие о варианте нормы. Роль звукописи в художественном тексте. Стилистические особенности произношения и ударения (литературные‚ разговорные‚ устарелые и профессиональные).

Основные лексические нормы современного русского литературного языка. Лексические нормы употребления имён существительных, прилагательных, глаголов в современном русском литературном языке. Синонимы и точность речи. Смысловые‚ стилистические особенности  употребления синонимов, антонимов, омонимов.

Основные грамматические нормы современного русского литературного языка. Категория рода. Нормативные и ненормативные формы употребления имён существительных. Нормы употребления форм имен существительных в соответствии с типом склонения.

Речевой этикет. Правила речевого этикета. Устойчивые формулы речевого этикета в общении. Обращение в русском речевом этикете. Современные формулы обращения к незнакомому человеку.

Национальные особенности речевого этикета. Принципы этикетного общения, лежащие в основе национального речевого этикета. Этика и речевой этикет.

Раздел 3. Речь. Речевая деятельность. Текст (4 ч)

Язык и речь. Виды речевой деятельности. Точность и логичность речи. Выразительность, чистота и богатство речи. Средства выразительной устной речи. Формы речи.

Текст как единица языка и речи. Текст и его основные признаки. Как строится текст.

Функциональные разновидности языка. Особенности языка фольклорных текстов.

Эффективные приёмы чтения и слушания. 

6 класс  (17 ч)

Раздел 1. Язык и культура (2 ч)

Русский язык как развивающееся явление. Связь исторического развития языка с историей общества. Факторы, влияющие на развитие языка.

Исконно русская лексика. Собственно русские слова как  основной источник развития лексики русского литературного языка. Роль старославянизмов в развитии русского литературного языка и их приметы.

 

Раздел 2. Культура речи (9 ч)

Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка. Нормы ударения в глаголах и глагольных формах.

Основные лексические нормы современного русского литературного языка. Паронимы и точность речи. Типичные речевые ошибки, связанные с употреблением паронимов в речи.

Терминология и точность речи. Нормы употребления терминов в научном стиле речи.

Лексическая сочетаемость слова и точность. Речевая избыточность и точность. Тавтология. Плеоназм. Типичные ошибки, связанные с речевой избыточностью.

Варианты грамматической нормы: литературные и разговорные падежные формы причастий, деепричастий, наречий. Отражение вариантов грамматической нормы в словарях и справочниках.

Типичные грамматические ошибки. Нормы построения словосочетаний по типу согласования, управления, примыкания.

Речевой этикет. Русская этикетная речевая манера общения: умеренная громкость речи, средний темп речи, артикуляция, эмоциональность речи, интонация. Запрет на употребление грубых слов, выражений, фраз.

Активные процессы в речевом этикете. Новые варианты приветствия и прощания, возникшие в СМИ. Речевая агрессия. 

Этика и этикет в электронной среде общения. Этикет Интернет-переписки, интернет-полемики, интернет-дискуссии.

 

Раздел 3. Речь. Речевая деятельность. Текст (6 ч)

Язык и речь. Виды речевой деятельности. Коммуникативные стратегии и тактики устного общения.

Основные признаки текста: смысловая цельность, информативность, связность. Виды абзацев.

Тексты описательного, повествовательного типа. Рассуждение.

Язык художественной литературы.

Русский язык в Интернете. Правила информационной безопасности при общении в социальных сетях.

 

3.Тематическое планирование

5 класс (17 ч)

№п/пТематическое планирование

Язык и культура ( 5 ч)

1Русский язык - национальный язык русского народа. Краткая история русской письменности. 

2Крылатые слова и выражения. Русские пословицы и поговорки. Русские имена и старинные русские города, происхождение их названий.

3Краткая история русского литературного языка. Диалекты как часть народной культуры. 

4Лексические заимствования как результат взаимодействия национальных культур. 

5Национально-культурная специфика русской фразеологии.

Культура речи (8 ч)

6Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка. Понятие о варианте нормы. Роль звукописи в художественном тексте.

7Стилистические особенности произношения и ударения (литературные‚ разговорные‚ устарелые и профессиональные).

8Основные лексические нормы современного русского литературного языка.

9Синонимы и точность речи. Смысловые‚ стилистические особенности  употребления синонимов, антонимов, омонимов.

10Основные грамматические нормы современного русского литературного языка. Категория рода.

11Нормы употребления форм имен существительных в соответствии с типом склонения.

12Речевой этикет. Обращение в русском речевом этикете. 

13Национальные особенности речевого этикета. Этика и речевой этикет.

Речь. Речевая деятельность. Текст (4 ч)

14Виды речевой деятельности. Точность и логичность, выразительность, чистота и богатство речи.

15Текст как единица языка и речи. Функциональные разновидности языка. Особенности языка фольклорных текстов.

16Эффективные приёмы чтения и слушания.  

17Итоговая контрольная работа за год

6 класс  (17 ч)

 

№п/пТематическое планирование

Язык и культура ( 2 ч)

1Русский язык как развивающееся явление. Факторы, влияющие на развитие языка.

2Исконно русская лексика.  Роль старославянизмов в развитии русского литературного языка и их приметы.

Культура речи. (9 ч.)

3Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка. Нормы ударения в глаголах и глагольных формах.

4Паронимы и точность речи. Типичные речевые ошибки, связанные с употреблением паронимов в речи.

5Терминология и точность речи. Нормы употребления терминов в научном стиле речи.

6Лексическая сочетаемость слова. Типичные ошибки, связанные с речевой избыточностью.

7Варианты грамматической нормы. Отражение вариантов грамматической нормы в словарях и справочниках.

8Типичные грамматические ошибки. Нормы построения словосочетаний

9Речевой этикет. Русская этикетная речевая манера общения

10Активные процессы в речевом этикете. Речевая агрессия.

11Этика и этикет в электронной среде общения.

Речь. Речевая деятельность. Текст (6 ч)

12Язык и речь. Коммуникативные стратегии и тактики устного общения

13Основные признаки текста. Виды абзацев.

14Тексты описательного, повествовательного типа. Рассуждение.

15Язык художественной литературы.

16Русский язык в Интернете. Правила информационной безопасности при общении в социальных сетях.

 

17Итоговая контрольная работа

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Wednesday the 20th. Все права защищены
Условия перепечатки материалов сайта | По вопросам сотрудничества и размещения рекламы: kapkani-ege@ya.ru