Форма входа
Рабочая программа `Русский родной язык (5-6 класс)` Автор: М.В.Чикунова
Рабочая программа
по учебному предмету
«Русский родной язык»
5-6 классы
Составитель: Чикунова Мария Владимировна,
учитель русского языка и литературы
2019 г.
Содержание
1.Планируемые результаты изучения учебного предмета …
2.Содержание учебного предмета …………………………..
3.Тематическое планирование.....................................................
1.Планируемые результаты освоения учебного предмета
Предметные результаты
1) совершенствование видов речевой деятельности (аудирования, чтения, говорения и письма), обеспечивающих эффективное овладение разными учебными предметами и взаимодействие с окружающими людьми в ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения;
2) понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности, в процессе образования и самообразования;
3) использование коммуникативно-эстетических возможностей русского и родного языков;
4) расширение и систематизацию научных знаний о языке; осознание взаимосвязи его уровней и единиц; освоение базовых понятий лингвистики, основных единиц и грамматических категорий языка;
5) формирование навыков проведения различных видов анализа слова (фонетического, морфемного, словообразовательного, лексического, морфологического), синтаксического анализа словосочетания и предложения, а также многоаспектного анализа текста;
6) обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объема используемых в речи грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств адекватно ситуации и стилю общения;
7) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии языка, основными нормами литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета; приобретение опыта их использования в речевой практике при создании устных и письменных высказываний; стремление к речевому самосовершенствованию;
8) формирование ответственности за языковую культуру как общечеловеческую ценность.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД
1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
Познавательные УУД
1) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
2) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
3) смысловое чтение;
4) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
Коммуникативные УУД
1) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
2) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
3) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ – компетенции); развитие мотивации к овладению культурой активного пользования словарями и другими поисковыми системами.
Личностные результаты
1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, 6 культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
9) формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Содержание учебного предмета
«Русский родной язык»
5 класс (17 ч)
Раздел 1. Язык и культура (5 ч).
Русский язык - национальный язык русского народа. Язык как зеркало национальной культуры. Краткая история русской письменности. Создание славянского алфавита.
Крылатые слова и выражения. Русские пословицы и поговорки. Русские имена. Общеизвестные старинные русские города. Происхождение их названий.
Краткая история русского литературного языка. Роль церковнославянского (старославянского) языка в развитии русского языка. Диалекты как часть народной культуры.
Лексические заимствования как результат взаимодействия национальных культур. Лексические заимствования последних десятилетий. Употребление иноязычных слов как проблема культуры речи. Роль заимствованной лексики в современном русском языке.
Национально-культурная специфика русской фразеологии.
Раздел 2. Культура речи (8 ч).
Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка. Понятие о варианте нормы. Роль звукописи в художественном тексте. Стилистические особенности произношения и ударения (литературные‚ разговорные‚ устарелые и профессиональные).
Основные лексические нормы современного русского литературного языка. Лексические нормы употребления имён существительных, прилагательных, глаголов в современном русском литературном языке. Синонимы и точность речи. Смысловые‚ стилистические особенности употребления синонимов, антонимов, омонимов.
Основные грамматические нормы современного русского литературного языка. Категория рода. Нормативные и ненормативные формы употребления имён существительных. Нормы употребления форм имен существительных в соответствии с типом склонения.
Речевой этикет. Правила речевого этикета. Устойчивые формулы речевого этикета в общении. Обращение в русском речевом этикете. Современные формулы обращения к незнакомому человеку.
Национальные особенности речевого этикета. Принципы этикетного общения, лежащие в основе национального речевого этикета. Этика и речевой этикет.
Раздел 3. Речь. Речевая деятельность. Текст (4 ч)
Язык и речь. Виды речевой деятельности. Точность и логичность речи. Выразительность, чистота и богатство речи. Средства выразительной устной речи. Формы речи.
Текст как единица языка и речи. Текст и его основные признаки. Как строится текст.
Функциональные разновидности языка. Особенности языка фольклорных текстов.
Эффективные приёмы чтения и слушания.
6 класс (17 ч)
Раздел 1. Язык и культура (2 ч)
Русский язык как развивающееся явление. Связь исторического развития языка с историей общества. Факторы, влияющие на развитие языка.
Исконно русская лексика. Собственно русские слова как основной источник развития лексики русского литературного языка. Роль старославянизмов в развитии русского литературного языка и их приметы.
Раздел 2. Культура речи (9 ч)
Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка. Нормы ударения в глаголах и глагольных формах.
Основные лексические нормы современного русского литературного языка. Паронимы и точность речи. Типичные речевые ошибки, связанные с употреблением паронимов в речи.
Терминология и точность речи. Нормы употребления терминов в научном стиле речи.
Лексическая сочетаемость слова и точность. Речевая избыточность и точность. Тавтология. Плеоназм. Типичные ошибки, связанные с речевой избыточностью.
Варианты грамматической нормы: литературные и разговорные падежные формы причастий, деепричастий, наречий. Отражение вариантов грамматической нормы в словарях и справочниках.
Типичные грамматические ошибки. Нормы построения словосочетаний по типу согласования, управления, примыкания.
Речевой этикет. Русская этикетная речевая манера общения: умеренная громкость речи, средний темп речи, артикуляция, эмоциональность речи, интонация. Запрет на употребление грубых слов, выражений, фраз.
Активные процессы в речевом этикете. Новые варианты приветствия и прощания, возникшие в СМИ. Речевая агрессия.
Этика и этикет в электронной среде общения. Этикет Интернет-переписки, интернет-полемики, интернет-дискуссии.
Раздел 3. Речь. Речевая деятельность. Текст (6 ч)
Язык и речь. Виды речевой деятельности. Коммуникативные стратегии и тактики устного общения.
Основные признаки текста: смысловая цельность, информативность, связность. Виды абзацев.
Тексты описательного, повествовательного типа. Рассуждение.
Язык художественной литературы.
Русский язык в Интернете. Правила информационной безопасности при общении в социальных сетях.
3.Тематическое планирование
5 класс (17 ч)
№п/пТематическое планирование
Язык и культура ( 5 ч)
1Русский язык - национальный язык русского народа. Краткая история русской письменности.
2Крылатые слова и выражения. Русские пословицы и поговорки. Русские имена и старинные русские города, происхождение их названий.
3Краткая история русского литературного языка. Диалекты как часть народной культуры.
4Лексические заимствования как результат взаимодействия национальных культур.
5Национально-культурная специфика русской фразеологии.
Культура речи (8 ч)
6Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка. Понятие о варианте нормы. Роль звукописи в художественном тексте.
7Стилистические особенности произношения и ударения (литературные‚ разговорные‚ устарелые и профессиональные).
8Основные лексические нормы современного русского литературного языка.
9Синонимы и точность речи. Смысловые‚ стилистические особенности употребления синонимов, антонимов, омонимов.
10Основные грамматические нормы современного русского литературного языка. Категория рода.
11Нормы употребления форм имен существительных в соответствии с типом склонения.
12Речевой этикет. Обращение в русском речевом этикете.
13Национальные особенности речевого этикета. Этика и речевой этикет.
Речь. Речевая деятельность. Текст (4 ч)
14Виды речевой деятельности. Точность и логичность, выразительность, чистота и богатство речи.
15Текст как единица языка и речи. Функциональные разновидности языка. Особенности языка фольклорных текстов.
16Эффективные приёмы чтения и слушания.
17Итоговая контрольная работа за год
6 класс (17 ч)
№п/пТематическое планирование
Язык и культура ( 2 ч)
1Русский язык как развивающееся явление. Факторы, влияющие на развитие языка.
2Исконно русская лексика. Роль старославянизмов в развитии русского литературного языка и их приметы.
Культура речи. (9 ч.)
3Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка. Нормы ударения в глаголах и глагольных формах.
4Паронимы и точность речи. Типичные речевые ошибки, связанные с употреблением паронимов в речи.
5Терминология и точность речи. Нормы употребления терминов в научном стиле речи.
6Лексическая сочетаемость слова. Типичные ошибки, связанные с речевой избыточностью.
7Варианты грамматической нормы. Отражение вариантов грамматической нормы в словарях и справочниках.
8Типичные грамматические ошибки. Нормы построения словосочетаний
9Речевой этикет. Русская этикетная речевая манера общения
10Активные процессы в речевом этикете. Речевая агрессия.
11Этика и этикет в электронной среде общения.
Речь. Речевая деятельность. Текст (6 ч)
12Язык и речь. Коммуникативные стратегии и тактики устного общения
13Основные признаки текста. Виды абзацев.
14Тексты описательного, повествовательного типа. Рассуждение.
15Язык художественной литературы.
16Русский язык в Интернете. Правила информационной безопасности при общении в социальных сетях.
17Итоговая контрольная работа