Форма входа
Л. Н. Толстой «Война и мир». Задания для анализа романа.
Урок 1. Л. Н. Толстой «Война и мир». (Том I, часть I, главы I – IV). В салоне Анны Павловны Шерер. Июль 1805 года.
Задание к уроку. Прочитать внимательно гл. I – IV и просмотреть V – VI и на основе прочитанного ответить на вопросы:
1) Что представляют собой хозяйка и посетители салона Шерер? (Их взаимоотношения, личные интересы, взгляды на политику, манера поведения, отношение к ним Толстого.)
2) Свои ли люди Андрей и Пьер в великосветской гостиной?
Для успешной работы на 1 – 2 уроках необходимо прочитать всю I-ую часть I-го тома.
Урок 2. Л. Н. Толстой «Война и мир». Именины в доме Ростовых (Том I, часть I, главы VII – IX).
Приезд князя Андрея в Лысые Горы (Том I, часть I, главы XXII – XXV).
Задание к уроку. Перечитать главы VII – IX, XIV – XVII части I, тома I и ответить на вопрос: что различного и общего в поведении гостей и хозяев на именинах у Ростовых по сравнению с салоном Шерер?
Перечитать главы XX – XXV части I, тома I и ответить на вопрос: что различного и общего в поведении гостей в доме старого Болконского в Лысых Горах по сравнению с салоном Шерер?
Урок 3. Л. Н. Толстой «Война и мир». (Том I, часть I). Композиционная роль I части романа. Сочинение-миниатюра.
Задание к уроку. Подготовиться к написанию сочинения-миниатюры на одну из следующих тем (темы будут распределяться на уроке по вариантам):
1. В чём смысл соседства в романе сцен вечера у Шерер и именин у Ростовых? (или «Хозяева и гости у Шерер и у Ростовых»).
2. О чём и как говорят у Шерер, Ростовых, Болконских?
3. Как разоблачает Толстой столичное дворянство?
4. Почему роман открывается сценой в салоне Шерер?
5. В чём сходство всех Ростовых? («ростовская порода»)?
6. Что представляет собой семья Болконских?
7. Какую роль играет I часть тома I романа в его композиции?
Уроки 4 – 5. Л. Н. Толстой «Война и мир». (Том I, части II и III). Изображение Толстым войны 1805 – 1807 годов.
Задание к уроку. Прочитать II и III-ю часть I-го тома и ответить на следующие вопросы:
1. Готова ли русская армия к войне? Понятны ли солдатам её цели (ч. II, гл. II)?
2. Что предпринимает Кутузов?
3. Как представлял себе войну и свою роль в ней князь Андрей (ч. II, гл. Ш и XII)?
4. Почему после встреч с Тушиным князь Андрей подумал: «Всё это было так странно, так непохоже на то, чего он надеялся»? (Посмотреть для этого главы XV, XX и XXI)
Попутно сделать закладки или заметки в тетради о князе Андрее и Кутузове.
Индивидуальное задание: Подготовить сообщение (на материале глав XX и XXI части II-ой тома I) о поведении Тимохина, Тушина, Долохова.
Урок 6. Л. Н. Толстой «Война и мир». (Том II, части II и III). «Интересы мысли» князя Андрея и Пьера (Поиски Пьером и князем Андреем смысла жизни).
Задание к уроку. Письменно ответить на вопросы:
1. Каково отношение Толстого к войне 1805 года?
2. Чьи «аустерлицы» показал Толстой в томе I «Войны и мира»?
Перечитать главы I – IV и X второй части и главу VII третьей части тома II и ответить на вопросы:
1. Что такое масонство и как Толстой описывает его?
2. Что привлекло Пьера в общество масонов?
3. Какую деятельность ведёт в нём Пьер?
4. Почему начинает разочаровываться
Урок 7. Л. Н. Толстой «Война и мир». (Том II, части III и IV). Природа в жизни людей с точки зрения Л. Н. Толстого.
Задание к уроку. Прочитать главы I – II третьей части II-го тома и ответить на вопросы:
1. Какую роль сыграла природа в жизни князя Андрея?
2. Какую роль в «отрадненских» главах играет сцена разговора Наташи и Сони лунной ночью?
3. Когда героям Толстого открывается их небо?
Урок 8. Л. Н. Толстой «Война и мир». (Том II, части III и V). Личная жизнь («жизнь сердца») толстовских героев. (История взаимоотношений князя Андрея и Наташи и других героев).
Задание к уроку. 1. Подготовиться к рассказу о роли природы в жизни человека, по Толстому, о своеобразии толстовских пейзажей, привлечь для ответа дополнительные сцены осенней и зимней природы из IV-ой части тома II, прочитать разделы учебника о пейзаже и взять оттуда мысли, которые покажутся интересными.
2. Выучить наизусть или пересказать близко к тексту одно из описаний дуба (т. II, ч. III, гл. I, III.).
3. Прочитать ч. III и V тома II и ответить на вопросы:
1) Есть ли «сердце» (в толстовском понимании) у Элен Курагиной?
2) Любил ли Берг Веру Ростову?
3) Что руководило отношением Бориса Друбецкого к Жюли Карагиной?
4) В чём вы видите обаяние любви Наташи и князя Андрея?
5) Как вы объясняете и расцениваете её «измену»?
6) Почему не находят своего счастья Андрей, Пьер, Наташа?
7) Почему рушится «мир» тома II?
Урок 9. Л. Н. Толстой «Война и мир». Том III, части I и II. Философия истории Толстого.
Задание к уроку. Написать сочинение-миниатюру на одну из следующих тем:
1. Какое место в жизни героев романа Толстого занимает любовь?
2. Почему на толстовских героев так сильно действует природа?
3. Почему так часто разочаровываются в жизни герои Толстого?
4. Как понимает Толстой «настоящую» жизнь?
5. Какую роль играет том II в композиции романа?
6. Любимые страницы тома II.
7. Толстой – тонкий психолог.
8. Как вы оцениваете измену Наташи?
Требования к сочинению-миниатюре: коротко и чётко ответить на вопрос и доказать свою мысль примерами или рассуждениями.
Прочитать том III, части I и II романа.
Урок 10. «Война и мир». Том III, части II – III. Сцена переправы французов через Неман. Сцены оставления русскими своих земель: Смоленска, Богучарова, Москвы.
Задание к уроку. Прочитать отдельные главы I, II-ой и III-ей частей III-го тома и показать единство настроения в армии агрессора и у русских людей (жителей Смоленска, Москвы, Богучарова).
Индивидуальные задания:
1. Т. III, ч. I, гл. II – сцена переправы французов через Неман. Показать единство настроения в армии Наполеона. В чём оно выражается? На чём основывается?
2. Т. III, ч. II, гл. IV – сцена оставления Смоленска. Подготовить сообщение о жителях Смоленска.
3. Т. III, ч. II, гл. IX – XI – Богучаровский бунт. Подготовить сообщение о поведении богучаровских мужиков.
4. Т. III, ч. III , гл. I, II, IV, V – Подготовить сообщение, подводящее итог поведению мирных жителей.
Урок 11. «Война и мир». Том III, часть II и III. Сцена Бородинского сражения.
Задание к уроку. Перечитать том III, части II (гл. XIX – XXXIX) и III и ответить на вопросы:
1. Почему описание Бородинского сражения Толстой начинает с описания его диспозиции? Почему сражение показано глазами Пьера?
2. Как Пьер убедился в справедливости слов старого солдата: «Всем народом навалиться хотят».
3. Как объяснить, что в Бородинском сражении принимает участие Долохов?
4. Почему кн. Андрей, «Тимохин и вся армия» (слова кн. Андрея) уверены в победе?
5. Справедливы ли слова кн. Андрея, что французов надо казнить?
6. Покажите, как «по солнцу и под солнцем» идёт сцена боя.
7. Нашёл ли Пьер своё место среди солдат на батарее Раевского?
8. Легко ли было русским в бою? Покажите это на примере полка кн. Андрея. Приведите факты, свидетельствующие о героизме и мужестве участников сражения.
9. Одинаково ли ведут себя Кутузов и Наполеон в бою?
Урок 12. «Война и мир». Том IV. Партизанская война. Бегство французов из России. Подведение итогов о войне 1812 года.
Задание к уроку. Письменно ответить на вопрос: почему Толстой считает Бородинское сражение нравственной победой русских и как это отразилось на изображении боя?
Прочитать том IV и ответить на вопросы:
1. Какую роль сыграли партизанские отряды в общей победе русских:
а) рассказать, как создавались эти отряды;
б) рассказать об их деятельности.
2. Почему не распались отряды с таким разнородным составом?
3. Почему партизанская война названа Толстым «дубиной народной войны»?
Урок 13. «Война и мир». Эпилог. Роль эпилога в раскрытии смысла романа.
Задание к уроку. 1. Составить план по теме «Изображение Толстым Отечественной войны 1812 года».
2. Прочитать эпилог и ответить на вопросы: чем отличается мирная жизнь в эпилоге от той, что была изображена в начале романа?
Н.Г.Черезова