Форма входа
Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание». Задания для изучения романа.
К уроку 1. В «Петербурге Достоевского».
1. Перечитать эпизоды: первый день с Раскольниковым в Петербурге (ч. I, гл. 1, 2), письмо матери Раскольникова (ч. I, гл. 3), сон Раскольникова (ч. I, гл. 5), сцена смерти Мармеладова (ч. II, гл. 7), описание комнаты, в которой жила Соня (ч. IV, гл. 4), поминки у Мармеладовых, сцена с Лужиным (ч. V, гл. 2, 3), Катерина Ивановна с детьми на улицах Петербурга (ч. V, гл. 5).
2. Продумать ответы на вопросы:
1) Какими вы видите улицы, по которым бродил Раскольников?
2) Расскажите о внешнем облике людей, которые встречались ему на этих улицах. Какое впечатление они произвели на вас и почему?
3) Каково ваше самое сильное ощущение, когда вы, покидая улицы, входите в трактир, в комнату, где живут Мармеладовы?
4) Что больше всего поразило вас в отношениях людей друг к другу?
К уроку 2. «Потрясённый, выбитый из колеи жизни герой», или Раскольников в мире бедных людей.
1. Перечитать эпизоды: размышления Раскольникова после посещения семьи Мармеладовых, чтение письма матери (ч. I, гл. 2 – 4).
2. Подумать над вопросами:
1) Какие противоречия в поведении Раскольникова вы обнаружили? Как вы объясните эти противоречия?
2) Какие выводы о характере Раскольникова вы делаете на основании этих поступков?
3. Раскрыть смысл рассуждения Раскольникова после встречи с Мармеладовым (со слов: «Ай да Соня…» и до слов: «Так тому и следует быть!»).
4. Перечитать разговор студента с офицером в распивочной, о котором вспоминает Раскольников (ч. I, гл. 6).
К уроку 3. Идея Раскольникова о праве сильной личности.
1. Прочитать содержание статьи Раскольникова о преступлении (ч. III, гл. 5); эпизод из второй встречи Раскольникова и Сонечки Мармеладовой со слов: «Ты был голоден! ты… чтобы матери помочь? Да?» и до слов: «Убивать, убивать-то право имеете?» (ч.V, гл. 4).
2. Ответить на вопросы:
1) В чём главная причина преступления Раскольникова?
2) Какой мотив убийства из тех, которые Раскольников называет Соне, является ведущим? Ваше мнение по этому вопросу? Какова точка зрения автора?
К уроку 4. Преступление Раскольникова.
1. Подготовить ответ на вопрос: «Как герой пришёл к выводу, что задуманное им убийство – «не преступление»?»
2. Перечитать сцену подготовки к убийству и сцену убийства (ч. I, гл. 6, 7).
3. Ответить на вопросы:
1) Почему Раскольников, несмотря на сомнения, и очень сильные, совершает убийство?
2) Почему автор так подробно описал те «неожиданности» и «случайности», с которыми столкнулся Раскольников в ходе «эксперимента»?
К уроку 5. Раскольников и «сильные мира сего».
1. Перечитать эпизоды, рассказывающие о Лужине: первая встреча Лужина с Раскольниковым (ч. II, гл. 5), свидание Лужина с Дуней в Петербурге (ч. IV, гл. 2, 3), что узнал Раскольников о Лужине из письма матери (ч. I, гл. 3), Лужин после разрыва с Дуней. Сцена на поминках (ч.V, гл. 1, 3).
2. Перечитать эпизоды о Свидригайлове: мать Раскольникова о Свидригайлове (ч. I, гл. 3), Лужин о Свидригайлове, первая встреча Раскольникова со Свидригайловым (ч. IV, гл. 1, 2), последняя встреча Раскольникова со Свидригайловым, смерть Свидригайлова (ч. IV, гл. 3, 4, 5, 6).
3. Отметить в тексте или выписать в тетрадь места романа, раскрывающие, какие чувства рождают у Раскольникова встречи со Свидригайловым.
4. Ответить на вопрос: В чём смысл сопоставления Раскольникова с Лужиным и Свидригайловым?
К уроку 6. «Солгал-то он бесподобно, а на натуру-то и не сумел рассчитать» (Что помешало Раскольникову жить по теории, им созданной).
1. Перечитать эпизоды: первая встреча Раскольникова с Порфирием Петровичем (ч. III, гл. 5), вторая встреча Раскольникова с Порфирием Петровичем (ч. IV, гл. 5), размышления после встречи с мещанином (ч. III, гл. 6), разговор с Дуней о преступлении (ч. V, гл. 7), размышления героя о преступлении (эпилог, гл. 2).
2. Отметить авторские ремарки, сопровождающие высказывания Раскольникова в разговоре со следователем (1-я встреча).
3. Ответить на вопросы:
1) Раскаивается ли Раскольников в своём преступлении? В чём он себя упрекает?
2) Почему Порфирий Петрович уверен, что Раскольников сделает «явку с повинной»?
К уроку 7. Почему Раскольников «сделал явку с повинной»?
1. Перечитать эпизоды: первый день Раскольникова после убийства старухи и Лизаветы (ч. II, гл. 1, 2), блуждание героя по Петербургу в первый день после болезни (ч. II, гл. 6), разговор героя с матерью и Дуней (ч. III, гл. 3).
2. Найти и отметить в тексте, какие ощущения появились у Раскольникова, когда он сидел в конторе, возвращался в свою каморку, спрятав вещи старухи, после посещения Разумихина. Выписать в тетрадь (или отметить в рабочих экземплярах книги) авторские ремарки о том, как держит себя Раскольников при встрече с матерью и сестрой. Выписать авторские ремарки до момента, когда разговор зашёл о Лужине.
3. Ответить на вопрос: Почему Раскольников сделал «явку с повинной»?
К уроку 8. «Правда» Сони Мармеладовой.
1. Перечитать эпизоды: первое посещение Раскольниковым Сони (ч. IV, гл. 4), второй визит героя к Соне (ч. V, гл. 4).
2. Ответить на вопросы:
1) В чём «правда» Сони?
2) Что показалось Раскольникову «странным» у Сони и почему?
3. Доказать, что автор утверждает «правду» Сони Мармеладовой.
К уроку 9. «Правда» Достоевского. Достоевский и наша современность.
1. Перечитать: эпизоды третьей встречи Раскольникова с Порфирием Петровичем (ч. VI, гл. 2); страницы романа, рассказывающие о Лебезятникове (ч. V, гл. 1); эпилог романа.
2. Ответить на вопросы:
1) Какие противоречия в решении проблемы общество и человек в романе Ф. М. Достоевского вы обнаружили?
2) Что отличает Ф. М. Достоевского от революционной демократии в решении главного вопроса эпохи – что делать?
Н.Г.Черезова