Форма входа
Капканы ЕГЭ и ГИА
9. В каких произведениях русских писателей дан собирательный образ провинциального города ?
Драма А.Н. Островского «Гроза» не единственное произведение русской литературы, в котором дан собирательный образ провинциального города. Так, действие комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» происходит в неком городе N, в котором, как и в Калинове, царят сплетни, обман, а городничий и его помощники злоупотребляют властью. Однако если у А. Н. Островского тираны — это купцы, издевающиеся над нищими работниками и своими домашними, то у Н. В. Гоголя самодуры — это чиновники, обкрадывающие народ.
16.Кто из русских поэтов близок Б. П. Пастернаку в изображении драмы героя-одиночки?
Б. П. Пастернак не единственный поэт, обращавшийся в своей лирике к теме одиночества. Драма героя-одиночки также изображена в стихотворении М. Ю. Лермонтова «И скучно, и грустно», лирический герой которого, как и в пастернаковский Гамлет, размышляет о смысле жизни, судьбе и предназначении человека. Однако если «актер»-одиночка Б.П.Пастернка признается, что любит «упрямый» замысел жизни, хоть и чувствует, что вокруг него «все тонет в фарисействе» и он совсем один, то лермонтовский герой, которому даже «в минуту душевной невзгоды» «некому руку подать», считает, что жизнь — это «пустая и глупая шутка».
9.В каких произведениях русских писателей изображены картины военного времени и в чем они перекликаются с шолоховским «Тихим Доном»?
Роман М. А. Шолохова «Тихий Дон» не единственное произведение в русской классике, в котором изображены картины военного времени.
8.Что символизирует дважды упомянутый в конце пьесы стук топора? (По пьесе А.П.Чехова "Вишневый сад".)
В финале пьесы А. П. Чехова после сцены отъезда семьи Раневской из поместья дважды упоминается раздающийся, «звучащий одиноко и грустно» стук топора, который может означать только одно: прекрасный вишневый сад вырубают. Этот стук топора не только говорит об уничтожении сада, но и символизирует гибель дворянских усадеб, а вместе с ними старой России. Старинные родовые имения распродаются, приходит конец дворянским гнездам: скоро не будет ни этих лиц, ни этих садов, ни усадеб с белыми колоннами, ни заброшенных часовен. Неизбежная смерть старого уклада жизни в России навевает грусть, потому как умирает живое... И не по сухим стволам, а по стволам живых деревьев стучит топор!
Вика
17.Взгляды Базарова на жизнь. (По роману И.С.Тургенева «Отцы и дети».)
Евгений Базаров, главный герой романа И.С. Тургенева «Отцы и дети», - человек нового поколения, выразитель идей революционной демократии. В основе его взглядов лежит нигилизм – отрицание всего. С самого начала спора, кульминации идеологических разногласий представителей «детей» и сторонников «отцов», Е.Базаров, находящийся в чужом для него месте, в чужой среде дворян-либералов, ведет себя естественно, с гордостью подчеркивает свое превосходство над аристократами: «Мой дед землю пахал!» Не случайно для него слова «аристократишко» и «дрянь» - синонимы.
17.Тема бунта в поэме Н.А.Некрасова "Кому на Руси жить хорошо".
Поэма Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»- отражение жизни и быта представителей разных слоев населения России в послереформенный период.
15. В чем необычность звучания социальной темы в стихотворении А. А. Блока «Фабрика»?
Социальная тема в стихотворении А. А. Блока «Фабрика» раскрыта довольно необычно. И все потому, что автор делает акцент на важной общественной проблеме классового неравенства. В произведении описано положение угнетенных рабочих фабрики: они обмануты жестокими поработителями, а их «измученные спины» согнуты. Однако в стихотворении не говорится, кто именно изнуряет нищий народ. Поэт-символист изображает деспотов-работодателей штрихами: «недвижный кто-то, кто-то черный» «медным голосом зовет». Автор не описывает подробно и рабочий люд, он только говорит нам о том, какие страдания и муки ему приходится терпеть.
Так своеобразно раскрыта социальная тема в стихотворении А. А. Блока «Фабрика».
15.Каким настроением окрашено авторское размышление о бытии в стихотворении А.Блока «Ночь, улица, фонарь, аптека…»?
Авторское размышление о бытии в стихотворении А. Блока пронизано чувством тоски, безнадежности. Передать это поэту помогают унылые, тусклые картины города, которые окружают его лирического героя. Ночь, улица, полумрак, одинокий фонарь, «бессмысленный и тусклый свет», «ледяная рябь канала» символизируют грусть, пустоту, отсутствие желания жить. Герой задается важным философским вопросом о смысле бытия и неизбежности смерти. Он убежден, что со временем ничего не изменится:
15.Как меняется эмоциональное состояние лирического героя от начала к концу стихотворения «Незнакомка»?
В стихотворении А. Блока «Незнакомка» эмоциональное состояние лирического героя в начале и в конце произведения различно. Так, в первых строфах перед нами предстает пошлый, низкий мир, который окружает героя и который так ненавистен ему. Дикий, глухой воздух, канавы, пьяные окрики, детский плач, женский визг вызывают у него отвращение, презрение ко всему вокруг. Лирический герой «смирен и оглушен», он чувствует тоску и одиночество...
8. Как изменяется патруль на протяжении поэмы?(По поэме А.Блока "Двенадцать".)
Изображение двенадцати красногвардейцев, за которыми мы наблюдаем на протяжении всего произведения, сильно меняется в ходе описанных А. Блоком событий. Так, в начале поэмы герои идут навстречу революции, свободе «без креста»: они просят у Господа благословения на «пожар в крови». «Апостолы» нового времени, проходя сквозь кровь и пыль революционных бурь, предаются страстям, разгулам, грабежам. Но сюжет произведения ломается: любовная драма, ревность, убийство отодвигаются на второй план и поглощаются всемирной вьюгой:
8. Старый и новый мир в поэме А. Блока «Двенадцать»
Поэма А. Блока «Двенадцать» построена на контрасте «черного» и «белого»:противопоставлении старого, дореволюционного мира и нового.
В первой главе автор сатирически рисует обломки старого мира: буржуй,«писатель-вития», «товарищ поп», «барыня в каракуле», уличные проститутки. Далее он представляет коллективный образ двенадцати красногвардейцев, защитников «новой жизни», идущих навстречу революции «без креста». Они, «апостолы» двадцатого века, вовсе не идеализированы поэтом: герои изображены как обычные люди, которые предаются страстям, разгулам, грабежам. Но от буржуя, представителя дореволюционной России,который, «как пес голодный, стоит безмолвный», они отличаются наличием определенной цели, осознанием своего долга перед Родиной.
Вика
8. Почему впереди двенадцати красногвардейцев идет Иисус Христос? (По поэме А.Блока "Двенадцать".)
Самым загадочным образом в поэме А. Блока «Двенадцать» является образ Христа. Его появление в финале произведения впереди двенадцати красногвардейцев, «апостолов» новой жизни, помогает поэту оправдать с точки зрения высшей справедливости революцию, ставшую центральным событием в поэме. Весь путь, который пройдут герои, - это путь из бездны, разгула темных страстей и вседозволенности к воскрешению. Они пробираются сквозь кровь и пыль революционных бурь, но, считает поэт, впереди их ждет светлое будущее, в котором обязательно будут и красота, и гармония. Вот почему «нежной поступью надвьюжной» впереди красногвардейцев идет Иисус Христос, олицетворение веры в светлое будущей, надежды на воскрешение Росси
Вика
15. Какой предстает в стихотворении А. А. Блока «идеальная» возлюбленная?
В стихотворении А. Блока «Вхожу я в темные храмы...» перед нами предстает образ «идеальной» возлюбленной, Величавой Вечной Жены, которую с волнением и благоговением ожидает в темном храме лирический герой. Она, «Святая», «Милая», чьи черты «отрадны» герою, так прекрасна, что даже церковный обряд беден по сравнению с Ее красотой. Однако Прекрасная Дама, о которой с восхищением пишет поэт, не наделена никакими конкретными чертами. А. Блок символично изображает возлюбленную, чей образ сливается с образами золотых риз и сиянием лампад.
Вика
15. Каким чувством проникнуто обращение поэта к России( стихотворение А. Блока «Россия»)?
Данное стихотворение А. А. Блока - это обращение к России, проникнутое патриотизмом, глубоким, искренним чувством любви к Родине. Лирический герой видит красоту и величие России во всем: в "росписных спицах", лесах и полях, в прекрасных чертах и даже в "серых избах" и "ветровых песнях", которые напоминают ему первую любовь. Хотя страна и предстает перед ним нищей, с «тоской острожной» в песнях ямщика, но лирический герой верит в светлое будущее дорогой сердцу Родины.
Таким образом, патриотизм, любовь к России и преданность ей — основные чувства, которыми проникнуто стихотворение А. А. Блока «Россия».
Вика
15. Как в пушкинском стихотворении соотносятся два пласта- описание анчара и рассказ о гибели раба?
Стихотворение А. С. Пушкина "Анчар" состоит из двух частей: описания дерева смерти, к которому "и птица не летит, и тигр нейдет", и рассказа о бедном рабе, посланном непобедимым владыкой за ядовитой смолой к анчару. Эти пласты параллельно соотнесены между собой: грозное мертвое дерево, символизирующее деспотизм, зло жизни, противопоставлено рабу , олицетворяющему слепо покоряющийся своим властным хозяевам народ.
В финале стихотворения могучее "древо смерти" убивает смиренного, безотказного раба; так же губительно влияют тирания и произвол господ на послушных, безвольных крестьян.
Вика