Форма входа
Капканы ЕГЭ и ГИА
15.Каков итог размышлений лирической героини стихотворения А.А.Ахматовой «Приморский сонет»?
В стихотворения Анны Ахматовой «Приморский сонет» поднимается тема жизни и смерти. Лирическая героиня произведения, осознающая, что ничто не вечно, задумывается о неизбежно приближающемся конце ее пребывания в этом бренном мире.
16.Чем стихотворение Б.Л.Пастернака о сущности поэтического творчества близко русской лирикеXIX–XXвеков? (При сопоставлении укажите авторов произведений.)
Размышления Б. Л. Пастернака о сущности поэтического творчества близко русской лирике 19-20 веков.
16. В каких произведениях русских поэтов создан образ России и в чем их сходство и различие со стихотворением А. А. Блока «Россия»?
Образ России создан в лирике многих русских поэтов.
Так, С. А. Есенин в стихотворении «Гой ты, Русь, моя родная», рисует возвышенный образ прекрасной, дорогой сердцу Родины, где лирический герой, «захожий богомолец», чувствует себя словно в храме. Как и стих А. Блока, «Гой ты, Русь, моя родная» проникнуто чувством беспредельной любви к России. Однако если у С. Есенина Русь изображена величавой, ее «синь сосет глаза», а «хаты - ризы в образах», то в стихотворении А. Блока образ нищей , с серыми избами России навевает тоску.
15. Каким содержание наполнен у Блока традиционный для поэзии образ весны в стихотворении «О, весна без конца и без краю...»?
Образ весны традиционно используется в лирике многих русских поэтов. Так, в стихотворении А. Блока «О, весна без конца и без краю...» он несет особую смысловую нагрузку.
Весна, время года, связанное с обновлением, возрождением всего живого, символизирует молодость лирического героя, дарует ему жизненные силы. Он, вдохновленный весной «без конца и без краю», радуется жизни и готов принять удачи и неудачи, «бессонные споры» и «томления», мученья и даже гибель. Так образ весны, традиционный для поэзии, помогает А.Блоку наполнить стих особым содержанием, раскрыть душевное состояние лирического героя.
Вика
15.Что дает основание отнести стихотворение С. Есенина «Не жалею, не зову, не плачу...» к философской лирике?
Стихотворение С. Есенина «Не жалею, не зову, не плачу...» является философским, потому как в нем поэт поднимает важную, волнующую его тему жизни и смерти. Лирический герой, находясь на пороге старости, охваченный «увяданья золотом», размышляет о пройденном им жизненном пути, сожалея об утраченной свежести, молодости, которая прошла, «как с белых яблонь дым». Ему грустно оттого, что «тронутое холодком» сердце уже не будет биться так страстно и пламенно, как раньше, но герой знает, что все мы в мире «тленны» и конец неизбежен, потому и благодарит судьбу просто за то, что пришло время "процвесть и умереть».
17.Реальное и фантастическое в повести Н.В.Гоголя «Нос».
Повесть «Нос» входит в третий цикл произведений Н.В.Гоголя под названием «Петербургские повести». Перед читателем предстает столица Российской империи Петербург. В повести жизнь людей в своих типических проявлениях раскрывается при помощи приемов сатиры, гротеска. Последний прием часто строится на сочетании реальных признаков жизни и фантастического их восприятия.
15.Что составляет внутреннюю противоречивость образа поэта в стихотворении В. В. Маяковского «Нате!»?
Образ поэта в стихотворении В. В. Маяковского «Нате!» довольно противоречив. С одной стороны, лирический герой — это пророк, глашатай новых истин,желающий рассказать о себе и своем искусстве. Он ранимый художник слова, на «бабочку ...сердца» которого громоздятся «грязные» люди "в калошах и без калош".С другой стороны, герой сам называет себя грубым гунном, который не хочет «кривляться» перед толпой - «стоглавой вошью». Не хочет потому, что публика, глупая и самодовольная, живущая сытой, праздной жизнью, никогда не поймет бесценных слов поэта.
Вика
15. Что лежит в основе противостояния героя и толпы в «Облаке в Штанах»?
В основе поэмы В.В. Маяковского «Облако в штанах» лежит противостояние лирического героя и толпы. Поэт обличительно рисует безликую, пошлую людскую массу, противопоставляя ей героя, «красивого, двадцатидвухлетнего», отвергающего все псевдоромантическое, возвышенное, ставящего «nihil” над всем, что сделано до него. Причина его конфликта с толпой — нежелание героя принимать свое окружение: поэтов, поющих и про " любовь, и цветочек под росами», давно устаревшую религию, политику, искусство, жесткий, бесчеловечный порядок, господствующий в его стране. Вот почему он восклицает: «Долой ваш строй!». Лирический герой стихотворения бросает вызов толпе,бросает потому, что он, "обсмеянный у сегодняшнего племени", видит то, чего "не видит никто".
Вика
8.Каково эмоциональное состояние лирического героя, ожидающего прихода возлюбленной, и как оно его характеризует?
Лирический герой поэмы В.В Маяковского «Облако в штанах» страдает. Он, «хмурый, декабрый», чувствует тоску и одиночество, потому что возлюбленная не пришла на свидание. Казалось бы, «этакой глыбе», как герой, чужды душевные переживания, нежные чувства. Но это не так: он, громадный, «стонет и корчится», сердце его «холодной железкою». Ему хочется женского тепла, в который можно «спрятать» «свой звон», и героя очень волнует вопрос: "Будет любовь или нет?"
Вика
В помощь выпускникам: зимнее сочинение. Направление 5: год литературы в России.
Методические материалы по написанию выпускного сочинение 2016 года от нашего постоянного автора Ирины Анатольевны Суязовой.
ИТОГОВОЕ СОЧИНЕНИЕ 2015. НАПРАВЛЕНИЕ «ВРЕМЯ"
Смирнова Н.Л., доцент кафедры филологического образования ГАОУ ДПО СО «ИРО»
Какие традиции в раскрытии темы времени сформированы в классической литературе?
ВОЗМОЖНЫЕ ТЕМЫ СОЧИНЕНИЙ
1. Справедливо ли утверждение, что все начинается с детства?
2. Согласны ли вы с тем, что время определяет судьбу и характер человека?
3. Кого можно считать героем своего времени?
4. Может ли человек стыдиться своего поколения?
9. Наполеон – кумир молодежи 19 века.
Родион Раскольников не единственный герой в русской литературе, восхищавшийся талантами и успехами Наполеона Бонапарта, имевший его в качестве кумира.
8. Какие чувства борются в душе Раскольникова, пришедшего "делать пробу" перед преступлением?
Появившись в квартире старухи с целью "делать пробу", с любопытством рассматривая ее дом и пытаясь запомнить каждую деталь для совершения запланированного преступления, Раскольников испытывает противоречивые чувства. С оодной стороны, он ненавидит жадную, хитрую процентщицу, скупость старухи злит его, Родион желает поскорее уйти, но осознает то, что "он еще и за другим пришел", с другой стороны, его тошнит от одной мысли о предстоящем преступлении. Несмотря на то что Раскольников сердит на Алену Ивановну и совершенно уверен в ее бесполезности и ничтожестве, он понимает, что убивать процентщицу "подло" и гадко.
Вика
17.Чем меня привлекает герой И.А.Гончарова Андрей Штольц? (По роману «Обломов».)
Шестидесятые годы девятнадцатого века…Новое время для России… Оно требует иных героев литературы, которые должны не только пассивно противостоять окружающей действительности, как «лишние люди», но и активно вмешиваться в жизнь, желать её переустроить и быть способными на деятельное добро.
15. Каким предстает внутренний мир лирического героя в стихотворении С. А. Есенина «Мы теперь уходим понемногу»?
Стихотворение С. А. Есенина «Мы теперь уходим понемногу» - это философские размышления о смысле мироздания, жизни и смерти, пронизанные чувством грусти и неизбежности. Лирический герой произведения подводит итог своего жизненного пути, вспоминая, как он целовал женщин, любил, думал, «валялся на траве», «дышал и жил». Он понимает, что скоро покинет этот мир, уйдет «в ту страну, где тишь и благодать».Однако как бы ни была безмятежна эта «страна», герой «не в силах скрыть своей тоски» от осознания неизбежности скорого конца. Он любит этот мир с его осинами, зверьем, цветами, чащами, рожью. Дороги ему и люди, что живут на Земле. Вот почему лирический герой стихотворения испытывает «дрожь» «пред сонмом уходящим»: там, куда он уйдет, не будет "этих нив, златящихся во мгле"...
Вика