Форма входа
Капканы ЕГЭ и ГИА
17. Предвидение, пророчество, проявившееся в стихотворении М. И. Цветаевой «Моим стихам, написанным так рано».
Это стихотворение по времени создания относится к полудетским, «невзрослым» стихам М. И. Цветаевой. Но это только по времени создания! Стих по своему содержанию стал своеобразным эпиграфом ко всему творчеству поэтессы. Критики называли и называют его «пророческим», и это не случайно.
17.Как в романе Л.Н. Толстого «Война и мир» воплотилось убеждение автора о том, что одно из величайших заблуждений состоит в определении человека «умным, глупым, добрым, злым, сильным, слабым. А человек есть всё: все возможности, есть текучее вещество»?
Л. Н. Толстой считал, что человек не может быть умным глупым, добрым, «человек есть всё». Он может одновременно совершать великие дела и подлости, быть добрым и злым. Вот Наташа Ростова – любимая героиня автора. Секрет её обаяния не только в удивительной искренности, открытости сердца. Ей от рождения дано то, что так долго ищут в себе Пьер и Андрей - естественность души. Она не только умеет делать счастливыми других, но и умеет быть счастливой сама. Ей единственной в романе дано ощутить то состояние души, когда человек не верит в возможность зла, потому что сам готов делать только добро. Именно поэтому Наташа стала жертвой Анатоля Курагина, всей душой любя князя Андрея, увлеклась этим ловеласом. Толстой, нисколько не принижая образ героини, показывает, как она в ярости ругает Соню и Марью Дмитриевну, которые помешали ей бежать с Курагиным.
17. Что дало основание В. Г. Белинскому назвать Пушкина «провозвестником человечности»?
Гуманизм, человечность – это категории истинного человеколюбия. Но чтобы людей полюбить, нужно их понять. И в этом, на мой взгляд, А. С. Пушкин достиг высокого мастерства.
Поэт, писатель, драматург, он тонко чувствовал душу народа, не случайно большинство его романов, повестей и пьес считаются психологическими, так как в них заложен тот нерв, который трогает каждого и делает читателя сопричастным ко всему происходящему.
17. Кто виноват в том, что И. И. Обломов, герой одноименного романа Ивана Гончарова, стал ненужным для общества человеком.
Автор романа «Обломов», И.А. Гончаров, винит крепостное право в том, что умный, добрый, честный человек Илья Ильич Обломов стал ненужным для общества членом.
Лень, бездеятельность, маниловская мечтательность вместо реальной жизни – вот свойства, сделавшие Обломова из нормального человека в ленивого лежебоку и мечтателя. Неприспособленность и ненужность Обломова проявились в условиях бурной жизни российской столицы. Илью Ильича пугает то новое, что внедряется в жизнь родной Обломовки, он не понимает неизбежности социальных перемен. Все эти человеческие качества названы в книге словом «обломовщина», обозначающим социальное явление, сложившееся в русском обществе. «Одно слово, - думал Илья Ильич, - а какое ядовитое!»
16. В чем особенность изображения чувств человека в лирике Ф.И. Тютчева и каких русских поэтов можно назвать его последователями?
В лирике Ф.И. Тютчева духовная жизнь человека напрямую связана с живописными картинами природы. Так, например, в представленном для анализа стихотворении «К.Б» встреча возлюбленных после мучительно-долгой разлуки сопоставлена с теми мгновениями осени, когда «…повеет вдруг весною, и что-то встрепенется в нас...». Всматриваясь в черты любимой, лирический герой осознает, что он счастлив, что в «отжившем сердце ожило» «всё былое», и ему кажется, что он осенью чувствует свежее дуновение весны.
16. В чем сходство и различие пейзажной лирики А. С. Пушкина и стихотворений о природе, созданных последующими поэтами?
А. С. Пушкин в своей поэзии передал нам, читателям, восхищение бесконечностью природы, ее покоем и гармонией. С детства помним мы яркие строки стихотворения «Зимнее утро», в котором нарисована прекрасная картина русской природы:
15. Какие русские писатели близки Л.Н. Толстому в изображении духовных поисках героев?
Русские писатели И. С. Тургенев, Ф. М. Достоевский, И. А. Бунин, М.А. Шолохов близки Л.Н. Толстому в изображении духовных поисках героев. Правда, персонажи их книг по-разному находили свой путь, свою истину.
8. Каково место данного эпизода в изображении жизненного пути Андрея Болконского?
Эпизод «встречи с дубом» очень важен в изображении поисков, исканий, стремлений князя Болконского. Еще вчера князь Андрей считал, что все у него в жизни позади: и счастье, и любовь, и карьера. Но новая встреча с дубом все поменяла! «Старый дуб, весь преображенный», словно обновленный весной, вызывает в душе Болконского новые чувства: «Нет, жизнь не кончена в 31 год…»
15. Как меняется настроение лирического героя на протяжении стихотворения?
Стихотворение «Зимнее утро» условно можно разделить на две части. В первом шестистишие (секстине) описывается настроение лирического героя в предыдущий вечер, когда «вьюга злилась», мрачные тучи почти закрывали луну, а «на мутном небе мгла носилась». Природа воздействует на настроение героев. И лирический герой, и его возлюбленная были в тот вечер полны печали и пессимизма.
9. Как в этом эпизоде Л. Н. Толстой осуждает войну? В каких произведениях русских писателей мы встречаем подобное отношение к войне.
Л. Н.Толстой отрицал войну, считал ее событием «противным человеческому разуму и всей человеческой природе».
Очень ярко отношение автора к войне мы можем видеть в эпизоде посещения Николаем Ростовым госпиталя. Как только Николай подъехал к лечебному заведению, его поразило, что среди лета, « когда в поле было так хорошо», местечко, где располагалась больница, предстало как мрачное зрелище: загаженные улицы, оборванные жители, пьяные или больные солдаты.
9. Почему Пьер Безухов разочаровался в идеях масонства? И какие герои русской классики разочаровались или не приняли тех или иных идей времени?
После дуэли с Долоховым Пьер Безухов ищет нравственного очищения, нравственной опоры. Ему ненавистна фальшь светского общества. Все это приводит его к масонству, которое он воспринял как учение о равенстве, братстве и любви. На развитие масонской ложи в России Пьер отдает миллионы, он искренне стремится облегчить положение крестьян, даже готов освободить их от крепостной зависимости. Но руководители ложи напуганы такими смелыми решениями молодого масона. Сначала они отправляют его за границу, чтобы Пьер познакомился там с деятельностью подобных масонских лож. Поездка пошла Безухову на пользу: он возвращается, полный новых прогрессивных идей по переустройству масонства России. Но руководство ложи не устраивают такие смелые взгляды графа Безухова и его стремление действовать. В результате Пьер Безухов убеждается в бесплодности масонского движения и отходит от него.
Подобные разочарования в реформах, осуществляемых правительством, испытал герой этого же романа, Андрей Болконский. Недолго стоял на позиции нигилизма персонаж романа И.С.Тургенева "Отцы и дети" Аркадий Кирсанов.
9. Почему дуэль с Долоховым стала причиной произошедшего в сознании Пьера Безухова нравственного переворота? И как дуэли, описанные в других произведениях русских классиков, влияли на главных героев?
Дуэль с Долоховым привела Пьера к потрясению: он осознал, что оказался способным «покуситься» на жизнь человека. Герой Толстого очень переживает и пытается найти нравственную опору. Жена, виновница случившейся дуэли, ему здесь не помощница. Наташа Ростова, которую, не признаваясь себе, Безухов любит, так же пока помочь ему не может, поэтому Пьер принимает предложение масона Баздеева и вступает в масонскую ложу.
9. Роль сна Татьяны в идейном содержании романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин». В каких произведениях русской классики встречается такой художественный прием, как изображение сна героя?
Введение сна в повествование – прием, придуманный не А. С. Пушкиным. Вспомним балладу В. А. Жуковского «Светлана», где героиня, как и пушкинская Татьяна, сначала гадает, потом видит страшный сон, а героиня Пушкина видит «чудный сон».
8. Роль пейзажа в характеристике образа Татьяны Лариной, героини романа А. С. Пушкина.
Пейзаж как художественное описание любого незамкнутого пространства очень важен для характеристики Татьяны Лариной. Он часть предметного мира, окружающего литературного героя.
Как полно и красочно рисует А. С. Пушкин пейзаж, описывая Татьяну, любующуюся восходом солнца, «когда на бледном небосклоне звезд исчезает хоровод». Русский пейзаж неотделим от образа пушкинской героини, так как для поэта природа и есть гармония души человеческой. Здесь А. С. Пушкин не скупится на романтические описания.
8. На чем основан комизм приведенной сцены из пьесы «Ревизор» Н. В. Гоголя?
Комизм первой встречи городничего и Хлестакова в трактире построен на ошибке, которая и провоцирует страх у персонажей. Хлестаков боится, что его за долги отправят в тюрьму, как и обещал трактирщик, а городничий боится мнимого «ревизора» по другой причине. Страх парализовал волю и ум этого «битого жизнью» человека, который «Трех губернаторов обманул», «мошенников над мошенниками обманывал». Но он даже не усомнился, что Хлестаков – ревизор. Страх Сквозник –Дмухановского основывается на том, что в дни, проведенные «ревизором» в городе, была «высечена унтер-офицерская жена», в тюрьмах арестантам не выдавали провизии, на улицах были «грязь, нечистота». За такие беспорядки его, городничего, могли ожидать серьезные неприятности.